|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница войны, а те, кто наслаждается миром и досугом, - рабы [см. там же. VII, 15, 1334а 36^0]. Отвергнутым теориям государственного устройства, а также осужденным формам реально существовавших в его время госу- дарств Аристотель противопоставляет свой собственный проект идеального государства. По Аристотелю, для построения государства идеального не требуется революционного разрушения существующего государства и переделки существующего реального человека. Задача политика и законодателя - не строить на месте разрушенного. Политика не создает людей, а берет их такими, какими их создала природа [см. 8. 1, 3, 1258а 21-23]. Необходимо ввести такой государственный строй, который при наличии данных обстоятельств оказался бы легче всего приемлемьм и гибким: улучшить государственный строй -задача менее сложная, чем изначала установить его [см. там же. IV, 1, 1289а]; и хороший законодатель, и истинный поли- тический деятель не должны упускать из виду не только абсолютной наилучшей формы, но и формы, относительно наилучшей при соответствующих обстоятельствах [см. там же. IV, 1, 1288в]. Но помочь усовершенствовать существующие формы государ- ственного строя возможно только при условии, что политический деятель знает, сколько вообще имеется возможных видов государ- ственного устроения. Поэтому предлагаемому Аристотелем проекту наилучшего государства у него предшествует и в этот проект постоянно внедряется рассмотрение всех главных типов государст- венной организации, известных Древней Греции. Эта классификация и этот анализ покоятся, как на незыблемой основе, на разделении всех людей, составляющих государство, на два основных класса: рабовладельцев и рабов. Каковы бы ни были формы государственной власти и управления, они уже предпола- гают как нечто естественное и необходимое деление членов обще- ства на господствующий класс рабовладельцев и лишенных всех политических и гражданских прав класс рабов. Различия между формами монархической и тиранической, аристократической и олигархической, политией и демократическим устройством (о них речь впереди) -только различия между способами господства рабовладельцев. Политическая борьба между сторонниками всех этих видов управления государством не отражается на рабах. Грань между <свободнороаденными>, имеющими право на власть и на <досуг>, и рабами не колеблется, в чью бы пользу ни решался спор сторонников различных политических систем. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||