Предыдущая страница Следующая страница

В <Политике> Аристотель уже во 2-й главе 1-й книги выясняет
вопрос, центральный для античной общественной системы, - об
отношении господина к рабу. Рабы нацело исключаются из числа
членов общества, обладающих политическими правами, т. е. правом
на участие в государственных делах. Собственно говоря, рабы даже
не входят в состав аристотелевского государства. Они - его эко-

Юв.Ф^,^                                                                   289

номическая и социальная предпосылка, но не его признанный
политический элемент. Государство, состоящее из рабов, представ-
ляется Аристотелю нелепостью. <Мы имели бы дело с одной из
невозможностей, - говорит он, - если бы допустили, что государ-
ство заслуживает называться по своей природе рабским: государство
есть нечто самодовлеющее, рабство же не самодовлеющее> [там же.
IV, 3, 1290в 8-10].

Различие в господстве над свободными людьми и над рабами
не менее существенно, разъясняет <Политика>, чем различие между
существом, по своей природе свободным, и существом, по своей
природе рабским [см. 8. VII, 3, 1325а 28-31].

Как бы от имени класса рабовладельцев Аристотель заявляет,
что сама природа <стремится доставить нам возможность не только
надлежащим образом направлять нашу деятельность, но и прекрас-
но пользоваться нашим досугом. А досуг, мы снова подчеркиваем
это, служит основным принципом всей нашей деятельности> [там
же. VIII, 2, 1337в 30-33].

Понятие <досуг> - важное понятие социологии, педагогики и
эстетики Аристотеля. Здесь нас интересует его социальный смысл.
В этом значении досуг - основанное на рабовладении и на рабском
труде освобождение рабовладельца от каких бы то ни было работ,
необходимых для практической жизни и совершаемых или рабами,
или наемными рабочими и ремесленниками.

В глазах Аристотеля право на досуг - первый и основной
признак принадлежности человека к классу, которому принадлежит
власть в обществе. Именно досуг открывает возможность для ис-
тинной добродетели и для тех видов деятельности, которые совме-
стимы с добродетелью. Правда, для умения пользоваться досугом в
жизни нужно кое-чему научиться, кое в чем воспитаться. Но и это
воспитание и это обучение заключают цель в самих себе, в то время
как обучение, необходимое для применения к деловой жизни, имеет
в виду другие цели. Досуг заключает уже в самом себе и наслаждение,
и блаженство, и счастливую жизнь, и все это выпадает на долю
незанятых людей [см. там же. VIII, 2, 1336в 1-3].

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna