|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница В <Политике> Аристотель уже во 2-й главе 1-й книги выясняет вопрос, центральный для античной общественной системы, - об отношении господина к рабу. Рабы нацело исключаются из числа членов общества, обладающих политическими правами, т. е. правом на участие в государственных делах. Собственно говоря, рабы даже не входят в состав аристотелевского государства. Они - его эко- Юв.Ф^,^ 289 номическая и социальная предпосылка, но не его признанный политический элемент. Государство, состоящее из рабов, представ- ляется Аристотелю нелепостью. <Мы имели бы дело с одной из невозможностей, - говорит он, - если бы допустили, что государ- ство заслуживает называться по своей природе рабским: государство есть нечто самодовлеющее, рабство же не самодовлеющее> [там же. IV, 3, 1290в 8-10]. Различие в господстве над свободными людьми и над рабами не менее существенно, разъясняет <Политика>, чем различие между существом, по своей природе свободным, и существом, по своей природе рабским [см. 8. VII, 3, 1325а 28-31]. Как бы от имени класса рабовладельцев Аристотель заявляет, что сама природа <стремится доставить нам возможность не только надлежащим образом направлять нашу деятельность, но и прекрас- но пользоваться нашим досугом. А досуг, мы снова подчеркиваем это, служит основным принципом всей нашей деятельности> [там же. VIII, 2, 1337в 30-33]. Понятие <досуг> - важное понятие социологии, педагогики и эстетики Аристотеля. Здесь нас интересует его социальный смысл. В этом значении досуг - основанное на рабовладении и на рабском труде освобождение рабовладельца от каких бы то ни было работ, необходимых для практической жизни и совершаемых или рабами, или наемными рабочими и ремесленниками. В глазах Аристотеля право на досуг - первый и основной признак принадлежности человека к классу, которому принадлежит власть в обществе. Именно досуг открывает возможность для ис- тинной добродетели и для тех видов деятельности, которые совме- стимы с добродетелью. Правда, для умения пользоваться досугом в жизни нужно кое-чему научиться, кое в чем воспитаться. Но и это воспитание и это обучение заключают цель в самих себе, в то время как обучение, необходимое для применения к деловой жизни, имеет в виду другие цели. Досуг заключает уже в самом себе и наслаждение, и блаженство, и счастливую жизнь, и все это выпадает на долю незанятых людей [см. там же. VIII, 2, 1336в 1-3]. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||