|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница Существует разряд рабов, труд которых отделяется от труда ремесленников почти незаметной гранью. <Рабы, по нашему разъ- яснению, - пишет Аристотель, - распадаются на несколько кате- горий, так как существует и несколько сортов работ. Одну часть этих работ исполняют мастеровые, именно такие рабы, которые, как показывает и само наименование их, живут <от своих рук>; к их числу принадлежат и ремесленники> [там же. Ill, 2, 1277а 37-в 1]. И Аристотель, по-видимому, с полным сочувствием вспоминает, что в древние времена в некоторых государствах, пока демократия не получила в них крайнего развития, ремесленники не имели доступа к государственным должностям. Состав государства, по Аристотелю, сложен. Государство - понятие сложное; оно, как и всякое другое понятие, представляя собой нечто целое, состоит из многих составных частей [см. там же. Ill, 1, 1274в 39-40]. Одна из них -народная масса, работающая над продуктами питания; это земледельцы. Вторая составная часть государства -класс так называемых ремесленников, занимающий - 1 " 291 ся ремеслами, без которых невозможно само существование госу- дарства; из этих ремесел одни должны существовать в силу необхо- димости, другие служат для удовлетворения роскоши или для того, чтобы скрасить жизнь. Третья часть - торговый класс, именно тот, который занимается куплей и продажей, оптовой и розничной торговлей. Четвертая часть - наемные рабочие, пятая - военное сословие [см. 8. IV, 3, 1290в 39-1290а 7]. Необходимые для существования государства классы эти, одна- ко, имеют совершенно различное значение и достоинство. В сущ- ности два главных <класса>, согласно мысли Аристотеля, составляют государство-город (полис) в точном смысле слова: это военное сословие и лица, из числа которых выделяется законосо- вещательный орган, заботящийся об общих интересах государства. В руках обоих этих классов должно быть сосредоточено и владение собственностью, а гражданами могут быть только лица, принадле- жащие к этим классам. Ремесленники не имеют прав гражданства, как и всякий другой класс населения, деятельность которого не направлена на служение добродетели. Граждане не должны вести не только такую жизнь, какую ведут ремесленники, но и такую, какую ведут торговцы, - такого рода жизнь неблагородна и идет вразрез с добродетелью; не должны быть граждане и землепашцами, так как они будут нуждаться в досуге и для развития своей добро- детели, и для занятия политической деятельностью [см. там же. VII, 8, 1328в 38-1329а 2]. И хотя землепашцы, ремесленники и всякого рода поденщики необходимо должны быть налицо в государстве, но собственно элементами, составляющими государство, являются военное сословие и те, кто облечен законосовещательной властью [см. там же. VII, 8, 1329а 35-38]. И если считать душу человека частью более существенной, чем тело, то и в государственном |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||