|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница Но в свете этого понятия о досуге Аристотель сближает в известной мере с рабами даже класс свободных ремесленников! Порой он даже рассматривает занятия ремесленников как свойст- венные несвободным. Он указывает ряд условий, отделяющих свободнорожденного не только от рабов, но и от ремесленников, хотя последние формально не принадлежат к классу рабов. Все занятия людей, поясняет он, разделяются на такие, которые при- личны для свободнорожденных людей, и на такие, которые свой- ственны несвободным. Из первого рода занятий должно участвовать лишь в тех, которые не обратят человека, занимающегося ими, в ремесленника. Ремесленными же, согласно его взгляду, нужно считать такие занятия, такие искусства и такие предметы обучения, которые делают физические, психические и интеллектуальные силы li"S^ свободнорожденных людей непригодными для применения их к добродетели. Ремесленными будут занятия и искусства, которые исполняются за плату. Они ослабляют физические силы, отнимают время от развития интеллектуальных сил человека и принижают их. Но и из числа <свободных> наук свободнорожденному человеку дозволительно изучать лишь некоторые и только до известных пределов, чрезмерно же налегать на них, с тем чтобы изучить их во всех подробностях, вредно [см. 8. VIII, 2, 1337в 5-17]. Возвышая досуг, Аристотель принижает значение деятельности и пользы. Желательны сами по себе только те виды деятельности, в которых, как в философском созерцании, человек ни к чему иному не стремится, помимо самой своей деятельности. Только такие действия сообразны с добродетелью. Таков прекрасный и нравст- венный образ действий: он принадлежит к тому, что ценно само по себе [см. Ник. этика. X, 6, 1176в 6-9]. Напротив, польза как мотив действования не подобает свобод- ному члену общества. <Искать повсюду лишь одной пользы всего меньше прилично для людей высоких душевных качеств и для свободнорожденных> [8. VIII, 3, 1138в 2-4]. Даже учить детей грамоте необходимо не только ради получаемой от того пользы, а потому, что благодаря этому обучению возможно сообщить им ряд других сведений. Так и рисование изучают не для того, чтобы избежать обмана при покупке и продаже домашней утвари, а потому, что оно развивает глаз при определении физической красоты. Ни хороший человек, ни политический деятель, ни добрый гражданин не должны обучаться таким работам, которые умеют исполнять люди, предназначенные к подчинению, за исключением разве случаев, когда этим лицам приходится исполнять эти работы для себя лично; только в таком случае отпадает различие между госпо- дином и рабом [см. там же. Ill, 2, 1277а 3-7]. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||