Предыдущая страница Следующая страница

Желая во что бы то ни стало сыскать в учениях античных
писателей предвосхищение теорий социализма и коммунизма,
Пёльман приписал Аристотелю взгляд, согласно которому, занима-
ясь трудом своих рук, человек <всецело> сам себя <содержит, а не
живет благодаря другим, т. е. эксплуатируя чужой труд, за счет чужих
жизней> . Железнов решительно возражает против пёльмановского
толкования, основывающегося на одном, недостаточно ясном месте
<Риторики> [см. 10. II, 4, 1381а 22-24] и противоречащего ясным
оценкам труда, которые сложились у Аристотеля ко времени напи-
сания <Этики> и <Политики>.

Таким образом, говоря о <среднем элементе> как о наилучшем
классе общества, Аристотель может иметь в виду только один из
господствующих рабовладельческих классов, властвующих над раба-
ми. Термин <средний> означает в устах Аристотеля только средний
размер имущественного состояния по отношению к богатейшей и
беднейшей частям рабовладельцев. Именно среднее состояние, и
только оно одно, может благоприятствовать цели государства, ка-
ковое есть общение родов и селений ради достижения совершенно
самодостаточного существования, состоящего в счастливой и пре-
красной жизни и деятельности [см. 8. Ill, 5, 1280в 39-1281в 2]. Ни
самые богатые из свободных, ни самые бедные не способны вести

Цит. у В.Я. Железнова (указ. соч. С. 216, примечание).

государство к этой цели. И это <среднее> состояние ни в коем случае
не может быть достигнуто путем экспроприации богатых бедными
и посредством разделения имущества богачей. <Разве справедливо
будет, -спрашивает Аристотель, -если бедные, опираясь на то,
что их большинство, начнут делить между собой состояние бога-
тых?.. Что же в таком случае подойдет под понятие крайней
несправедливости?> [там же. Ill, 6, 1281в 14-16].

<Средний> элемент Аристотель ищет среди тех классов граждан,
которые принадлежат к свободным и которые одни образуют госу-
дарство в аристотелевском смысле слова. <В каждом государстве, -
поясняет Аристотель, - мы встречаем три части граждан: очень
зажиточные, крайне неимущие и третьи, стоящие в середине между
теми и другими... очевидно... средний достаток из всех благ всего
лучше> [там же. IV, 9, 12925в 1-5]. И Аристотель находит, что
государство, состоящее из <средних> людей, будет иметь и наилуч-
ший государственный строй, а составляющие его граждане будут в
наибольшей безопасности. Они не стремятся к чужому добру, как
бедняки, а другие люди не посягают на то, что этим <средним>
принадлежит [см. там же. IV, 9, 1295в 29-33].

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna