|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница Желая во что бы то ни стало сыскать в учениях античных писателей предвосхищение теорий социализма и коммунизма, Пёльман приписал Аристотелю взгляд, согласно которому, занима- ясь трудом своих рук, человек <всецело> сам себя <содержит, а не живет благодаря другим, т. е. эксплуатируя чужой труд, за счет чужих жизней> . Железнов решительно возражает против пёльмановского толкования, основывающегося на одном, недостаточно ясном месте <Риторики> [см. 10. II, 4, 1381а 22-24] и противоречащего ясным оценкам труда, которые сложились у Аристотеля ко времени напи- сания <Этики> и <Политики>. Таким образом, говоря о <среднем элементе> как о наилучшем классе общества, Аристотель может иметь в виду только один из господствующих рабовладельческих классов, властвующих над раба- ми. Термин <средний> означает в устах Аристотеля только средний размер имущественного состояния по отношению к богатейшей и беднейшей частям рабовладельцев. Именно среднее состояние, и только оно одно, может благоприятствовать цели государства, ка- ковое есть общение родов и селений ради достижения совершенно самодостаточного существования, состоящего в счастливой и пре- красной жизни и деятельности [см. 8. Ill, 5, 1280в 39-1281в 2]. Ни самые богатые из свободных, ни самые бедные не способны вести Цит. у В.Я. Железнова (указ. соч. С. 216, примечание). государство к этой цели. И это <среднее> состояние ни в коем случае не может быть достигнуто путем экспроприации богатых бедными и посредством разделения имущества богачей. <Разве справедливо будет, -спрашивает Аристотель, -если бедные, опираясь на то, что их большинство, начнут делить между собой состояние бога- тых?.. Что же в таком случае подойдет под понятие крайней несправедливости?> [там же. Ill, 6, 1281в 14-16]. <Средний> элемент Аристотель ищет среди тех классов граждан, которые принадлежат к свободным и которые одни образуют госу- дарство в аристотелевском смысле слова. <В каждом государстве, - поясняет Аристотель, - мы встречаем три части граждан: очень зажиточные, крайне неимущие и третьи, стоящие в середине между теми и другими... очевидно... средний достаток из всех благ всего лучше> [там же. IV, 9, 12925в 1-5]. И Аристотель находит, что государство, состоящее из <средних> людей, будет иметь и наилуч- ший государственный строй, а составляющие его граждане будут в наибольшей безопасности. Они не стремятся к чужому добру, как бедняки, а другие люди не посягают на то, что этим <средним> принадлежит [см. там же. IV, 9, 1295в 29-33]. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||