|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница Так как признак <среднего> элемента - не род труда, а только степень состоятельности, то термин не раскрывает мысль Аристо- теля до полной ее классовой (в социальном смысле) определенно- сти. Имеется, однако, намек, судя по которому Аристотель под <средним элементом> склонен был понимать средний по богатству слой землевладельцев. По крайней мере, в одном месте <Политики> он прямо говорит, что <наилучшим видом демоса является демос земледельческий> [там же. VI, 2, 1318в 9-10]: не обладающий значительной собственностью, этот вид демоса не в состоянии отдаваться исключительно политической деятельности; с другой стороны, благодаря своим занятиям, он имеет в своем распоряже- нии все необходимое, занимается своим делом и не стремится к делам посторонним; ему приятнее личный труд, чем занятия поли- тикой и вопросы государственного управления. Как ни ясны эти утверждения Аристотеля, их необходимо принимать с оговоркой. Дело в том, что о <земледельческом> демосе^ как о лучшем классе в государстве Аристотель говорит не в безусловном смысле, не по отношению ко всякому государству, а лишь по отношению к государству с демократическим строем: для этого типа государства лучший класс - землевладельческий. Од- нако полностью своих мыслей по этому вопросу - безотносительно к государствам демократического типа - Аристотель не раскрыл, и остается не ясным, считал ли он <земледельческий> демос лучшим классом также и для государств недемократического типа. Там, где у Аристотеля речь идет о <земледельческом демосе>, С.А. Жебелев переводит: <земледельческий класс>, стушевывая тем самым конкретность аристотелевского термина (см. <Политика Аристотеля>. С. 277). Незаконченность и эскизность аристотелевского проекта иде- ального государства отмечалась в специальной литературе. <Эскиз лучшего государства, -пишет, например Виламовиц-Мёллен- дорф, - написан дельно, понятно и гладко, частью превосходно и явно для опубликования, но, конечно, совершенно не закончен> [77. С. 356]. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||