Предыдущая страница Главная страница

<прохаживающимися>, за то, что они имели обыкновение проха-
живаться вслед за Аристотелем в саду Ликея во время занятий или
лекций. Теофраст развил в Ликее успешную преподавательскую
деятельность, а в своих многочисленных работах охватил все отрасли
философии. Он был не только крупный философ, но и ученый.
Аристотель положил своими работами начало научному изучению
животного мира, Теофраст положил такое же начало изучению мира
растений. В философии он занимался самостоятельным исследова-
нием некоторых проблем логики. Он обогатил теорию силлогизма
учением о гипотетических умозаключениях, введя в их состав также
умозаключения разделительные. Он не соглашался с некоторыми
частностями в определениях метафизики и физики Аристотеля, но
обычно следовал за ним, несмотря на разногласия. В деятельности
мышления он видел движение души; в учении Аристотеля о различии
между страдательным и активным разумом он находил известные
трудности, однако в целом признавал само это различие. В трактовке

Подробности эти можно найти в весьма содержательной монографии
С.Ф. Кечекьяна, уже указанной выше.

вопросов этики, которую он развивал во многих работах с большим
знанием людей, и в учении о характерах он также незначительно
расходился с Аристотелем. Серьезно он отклонялся от Аристотеля
в своем отрицании брака, который, согласно его мнению, мешает
научному исследованию, а равно своим отрицанием кровавых жертв
и употребления мясной пищи. Отрицание это он обосновывал
мыслью о сродстве всех живых существ.

Из личных учеников Аристотеля выделились Евдем из Родоса и
Аристоксен из Тарента. Первый из них выдвинулся своими учеными
работами в области истории, оставаясь в них верным взглядам
учителя. За это он получил прозвище <вернейшего> (yvr(CTimTocToq)
ученика Аристотеля. В логике он принял новшества Теофраста, а в
физике точно следовал Аристотелю. В этике он определил созер-
цание, в котором Аристотель находил высшее счастье, как богопоз-
нание, и вообще гораздо теснее, чем Аристотель, связывал этику с
богословием.
Аристоксен известен своим учением о музыкальной гармонии. Не
только в теории музыки, но и в этике он соединил аристотелизм с
пифагореизмом.

Последующие перипатетики были больше учеными специали-
стами и литераторами, чем философами.

Зато крупным философом Ликея был Стратон из Лампсака,
стоявший в Афинах во главе Ликея в течение 18 лет (287-269). В
его лице в Ликее возобладало натуралистическое направление,
переходящее в ряде случаев в прямой материализм. Он не только
находил необходимым вносить поправки в учение Аристотеля по
отдельным вопросам, но и выступил против основных дуалистиче-
скихи идеалистических элементов его учения. Он отождествил бога,
который у Аристотеля был <мышлением о мышлении> и <непод-
вижным перводвигателем мира>, с бессознательно действующей
силой природы; на место аристотелевской телеологии он поставил
чисто физическое объяснение явлений природы; ее последние
основания он находил в тепле и в холоде. Он рассматривал все
душевные функции - ощущения и мышление - как движение
единой разумной сущности, которую он локализовал, поместив ее
в голове между бровями, и утверждал, что именно отсюда она
распространяется по различным частям тела вместе с <пневмой>,
или дыханием, которая служит ее материальным субстратом.

Предыдущая страница Главная страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna