|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница Олигархия - вырожденная форма аристократии. Это своекоры- стное господство меньшинства, состоящего из богатых. Демокра- тия-такая же своекорыстная форма господства большинства, состоящего из бедных. По мнению Аристотеля, все эти три формы государственного строения, вообще говоря, ошибочны. Все же Аристотель подробно рассматривает возможные виды и тирании, и олигархии, и демокра- те есть, кроме рабов, над которыми, как над своей основой, возвышается государство свободных, часть свободных также оказываются рабами. щ~ .^^, тии. Но в настоящей книге, которая представляет сжатый очерк истории античной философии, а не монографию об Аристотеле, нет возможности проследить за Аристотелем в этом его рассмотре- нии . Отметим только, что, согласно его убеждению, демократиче- ский строй <представляет большую безопасность и реже влечет за собой внутренние возмущения, чем строй олигархический> [8. V, 1, 1302а 8-9]. Политическое учение Аристотеля имеет чрезвычайно большую теоретическую и еще большую историческую ценность. Сжатый проект идеального государства, намеченный Аристотелем, как и всякая утопия, есть по сути смесь черт вымышленных, надуманных в отличие от существующих форм государственности, с чертами, отражающими реальные исторические отношения общества, в ко- тором этот проект был разработан. Особенность <Политики> в том, что в ней черты реальные, исторические явно преобладают над утопическими. Путь к наилучшему государству лежит, по Аристо- телю, через область познания того, что существует в действитель- ности. Именно поэтому <Политика> Аристотеля - ценнейший документ как для изучения политических взглядов самого Аристо- теля, так и для изучения древнегреческого общества классического периода и имевших в нем свою опору политических теорий. 13. ЛИКЕЙ, ИЛИ ПЕРИПАТЕТИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПОСЛЕ АРИСТОТЕЛЯ Преемником Аристотеля по руководству школой стал его ученик и друг Теофраст, скончавшийся в возрасте 85 лет в 288 г. до н. э. Еще при Аристотеле учеников Ликея прозвали перипатетиками, т. е. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||