Предыдущая страница Следующая страница

Олигархия - вырожденная форма аристократии. Это своекоры-
стное господство меньшинства, состоящего из богатых. Демокра-
тия-такая же своекорыстная форма господства большинства,
состоящего из бедных.

По мнению Аристотеля, все эти три формы государственного
строения, вообще говоря, ошибочны. Все же Аристотель подробно
рассматривает возможные виды и тирании, и олигархии, и демокра-
те есть, кроме рабов, над которыми, как над своей основой, возвышается
государство свободных, часть свободных также оказываются рабами.

щ~

.^^,

тии. Но в настоящей книге, которая представляет сжатый очерк
истории античной философии, а не монографию об Аристотеле,
нет возможности проследить за Аристотелем в этом его рассмотре-
нии . Отметим только, что, согласно его убеждению, демократиче-
ский строй <представляет большую безопасность и реже влечет за
собой внутренние возмущения, чем строй олигархический> [8. V, 1,
1302а 8-9].
Политическое учение Аристотеля имеет чрезвычайно большую

теоретическую и еще большую историческую ценность. Сжатый
проект идеального государства, намеченный Аристотелем, как и
всякая утопия, есть по сути смесь черт вымышленных, надуманных
в отличие от существующих форм государственности, с чертами,
отражающими реальные исторические отношения общества, в ко-
тором этот проект был разработан. Особенность <Политики> в том,
что в ней черты реальные, исторические явно преобладают над
утопическими. Путь к наилучшему государству лежит, по Аристо-
телю, через область познания того, что существует в действитель-
ности. Именно поэтому <Политика> Аристотеля - ценнейший
документ как для изучения политических взглядов самого Аристо-
теля, так и для изучения древнегреческого общества классического
периода и имевших в нем свою опору политических теорий.

13. ЛИКЕЙ, ИЛИ ПЕРИПАТЕТИЧЕСКАЯ ШКОЛА
ПОСЛЕ АРИСТОТЕЛЯ

Преемником Аристотеля по руководству школой стал его ученик
и друг Теофраст, скончавшийся в возрасте 85 лет в 288 г. до н. э.
Еще при Аристотеле учеников Ликея прозвали перипатетиками, т. е.

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna