|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница Учение это - учение объективного идеализма и вместе с тем теология. Принципиальная основа философии Аристотеля та же, что и у Платона. У Платона высшее бытие - объективно сущест- вующие бестелесные формы, или <идеи> (<виды>). У Аристотеля высшее бытие - единая и единственная божественная бестелесная <форма>, <чистый> беспримесный ум, мыслящий собственную де- ятельность мышления. В то же время объективный идеализм Аристотеля имеет более рационалистический характер. Высшее бестелесное бытие Платона - <идея> блага, представляющая идеализм Платона в этическом свете; высшее бестелесное бытие Аристотеля - <ум>. Бог Аристотеля - как бы идеальный величайший и совершеннейший философ, созер- цающий свое познание и мышление, чистый теоретик. Такое учение-очень опосредствованное, отдаленное, но несомненное отражение общественной основы, на которой оно возникло. Основа эта - развитое рабовладельческое общество, резкое отделение ум- ственного труда от физического, захват рабовладельцами привиле- гии на умственный труд, отделение теории от практики, науки от техники и практики, созерцательный характер самой науки, преоб- ладение в ней умозрения и созерцательного наблюдения над экс- периментом. 4. ФИЗИКА И КОСМОЛОГИЯ АРИСТОТЕЛЯ Характер философского учения Аристотеля о бытии отразился и на его физическом учении, а также на его космологии. Однако при наличии очень тесной связи между ними идеалистическая основа сказывается в физике и в философии природы Аристотеля (в его <натурфилософии>) не столь непосредственно и сильно, как в его онтологии. Как ученый, Аристотель разработал основы своей физики, опираясь на хорошо знакомую ему древнюю традицию греческой физики, в том числе на результаты физики Эмпедокла, на его учение о четырех элементах. У Анаксагора он одобрял и мог почерпнуть естественнонаучное объяснение явлений природы, в том числе затмений Солнца и Луны, но общий дух физики Анаксагора, вполне механистический, враждебный представлениям о целесообразно- сти, должен был остаться для Аристотеля чуждым и неприемлемым. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||