|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница Но увеличение и уменьшение, а также возникновение и унич- тожение представляют собой, как показано, процессы качествен- ного изменения; каждый из них-процесс завершенный и прерывающий начавшееся движение. В то же время в мире обна- руживается существование вечного и непрерывного движения. Так как таким движением не может быть качественное изменение, или превращение, то основным мировым движением может быть только движение в пространстве. Этим результатом Аристотель не ограничивается. Он исследует само движение в пространстве, выясняет его виды. Этих видов, согласно его анализу, всего три. Движение в пространстве может быть: 1) круговым, 2) прямолинейным и 3) сочетанием движения прямолинейного с круговым. В отношении каждого вида необхо- димо выяснить, может ли он быть непрерывным. Так как третий из этих видов движения смешанный, или составленный из кругового и прямолинейного, то решение вопроса о том, может ли он быть непрерывным, очевидно, зависит от того, могут ли быть непрерывными, каждое в отдельности, движение круговое и прямолинейное. Из посылок своей космологии, или астрономического учения, Аристотель выводит, что прямолинейное движение не может быть непрерывным. По Аристотелю, мир имеет форму шара, радиус которого - величина конечная. Поэтому если бы основным движе- нием в мире было движение прямолинейное, то такое движение, дойдя до предела мирового целого, необходимо должно было бы прекратиться. Не исключено, разумеется, предположение, что, дой- дя до крайнего предела мировой сферы, или неба неподвижных звезд, прямолинейное могло бы пойти в обратном на- правлении, затем, по достижении периферии, вновь перейти в обратное и т.д. до бесконечности. Такое движение, конечно, было бы бесконечным, но непрерывным оно все же не было бы: ведь перед каждым новым поворотом старое движение будет заканчи- ваться и после поворота будет на'шнаться уже как новое движение. Теперь остается исследовать движение круговое. По Аристотелю, это самый совершенный из всех видов движения. Во-первых, круговое движение может быть не только вечным, но и непрерывным. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||