Предыдущая страница Следующая страница

Во-вторых, если некоторое целое движется круговым движением,
то, находясь в таком движении, оно одновременно может оставаться
и неподвижным. Как раз это имеет место в нашей Вселенной:
шаровидная Вселенная движется вечным круговым движением
около своего центра. Однако, несмотря на то, что все части мирового
шара, кроме центра, находятся в движении, во все бесконечное
время этого движения пространство, занимаемое миром, остается
одним и тем же. В-третьих, круговое движение может быть равно-
мерным. Для прямолинейного движения свойство это, согласно
физике Аристотеля, невозможно: если движение предмета прямо-
линейное, то чем более приближается предмет к естественному
месту своего движения, тем быстрее становится само его движение.
При этом Аристотель ссылается на данные наблюдений, которые
показывают, что всякое тело, брошенное кверху, падает на Землю,
и притом сначала движение его падения медленное, но затем все
убыстряется по мере приближения к Земле.

Учение Аристотеля о движении в пространстве как об основном
из четырех видов движения не привело Аристотеля к сближению с
атомистическими материалистами. Левкипп и Демокрит, как было
показано, полагали, будто в основе ьсех воспринимаемых нашими
чувствами качеств лежат пространственные формы и пространст-
венные конфигурации движущихся в пустоте атомов. Теория эта
исключала возможность качественного превращения одних свойств
в другие. Она провозглашала эти превращения результатом недо-
статочной проницательности наших ощущений и чувств, не <дохо-
дящих> до созерцания атомов с их единственно объективными
различиями по фигуре, по положению в пространстве и по порядку
друг относительно друга.

Для Аристотеля это воззрение было неприемлемо. Несмотря на
всю роль, какую в космологии Аристотеля играет пространственное
движение, физика Аристотеля остается в своей основе не количе-
ственной, а качественной. Аристотель утверждает реальность каче-
ственных различий и реальность качественного превращения одних
физических элементов в другие. В сравнении с атомистами и
элеатами Аристотель больше доверяет той картине мира, которую
рисуют наши чувства. Наши чувства показывают - и нет основания
не доверять им, - что в результате изменения тел в них возникают
новые качества, которые не могут порождаться вследствие одного
лишь перемещения их частиц в пространстве. Когда, например,
нагретая вода превращается в пар, она увеличивается в объеме. Если
бы пар был тем же телом, что и вода, то такое превращение было
бы невозможно. Кто отрицает возможность качественных превра-
щений, тот не может объяснить повсюду и постоянно наблюда-
емого влияния, которое предметы оказывают друг на друга. Одно
лишь нахождение в пространстве одних тел вблизи других само
по себе не способно объяснить происходящего между ними
взаимодействия.

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna