|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница Высказывалась гипотеза, будто предметы пористы, или сквози- сты, и будто потоки частиц могут поэтому, направляясь из пор одного тела, проникнуть в поры другого тела. Однако указанное затруднение этой гипотезой не устраняется: в случае гипотезы пор частицы мыслятся только как находящиеся друг подле друга - так же как ранее предполагалось, что взаимодействующие тела также находятся вблизи друг от друга. Невозможность вывести реальный факт взаимодействия из рядоположности тел и частиц в простран- стве остается в силе в обоих случаях. Физическим теориям атомистов и элеатов Аристотель противо- поставляет свою, физические основы которой опираются на его философское учение о возможности и действительности. Так как, по Аристотелю, <материя> -возможность <формы>, то истинно и то, что <материя> есть <форма>. В самой природе <материи> коре- нится возможность принять форму, стать формой, измениться в форму. Изменение - не результат внешнего положения тел (или их частиц) в пространстве. Для взаимодействия предметов друг с другом достаточно того, чтобы, входя в один и тот же общий для них род, предметы эти отличались друг от друга лишь видовыми признаками. От теории движения Аристотеля - естественный переход к его учению о физических элементах: понятие движения требует уяснить также и понятие о том, что движется, т. е. об элементах движения. Вопрос об элементах движения был поставлен в греческой философии до Аристотеля. Атомистические материалисты, а также Платон, который в своей физике тоже был атомистом, но идеали- стическим, полагали, что в основе своей движущиеся физические элементы - формы различных фигур и различной величины. Ато- мисты считали свои формы телесными, Платон - бестелесными. Но все они сводили элементы к бытию с количественной, а не качественной характеристикой. Напротив, физика Анаксагора и Эмпедокла, при всех различиях между ними, признает, что элементы движения качественные. Так, частицы (<семена>) Анаксагора - носители каждая в отдельности всех без исключения существующих в природе качеств. Элементы (<корни всех вещей>) Эмпедокла - качественные. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||