Предыдущая страница Следующая страница

Высказывалась гипотеза, будто предметы пористы, или сквози-
сты, и будто потоки частиц могут поэтому, направляясь из пор
одного тела, проникнуть в поры другого тела. Однако указанное
затруднение этой гипотезой не устраняется: в случае гипотезы пор
частицы мыслятся только как находящиеся друг подле друга - так
же как ранее предполагалось, что взаимодействующие тела также
находятся вблизи друг от друга. Невозможность вывести реальный
факт взаимодействия из рядоположности тел и частиц в простран-
стве остается в силе в обоих случаях.

Физическим теориям атомистов и элеатов Аристотель противо-
поставляет свою, физические основы которой опираются на его
философское учение о возможности и действительности. Так как,
по Аристотелю, <материя> -возможность <формы>, то истинно и
то, что <материя> есть <форма>. В самой природе <материи> коре-
нится возможность принять форму, стать формой, измениться в
форму. Изменение - не результат внешнего положения тел (или
их частиц) в пространстве. Для взаимодействия предметов друг с
другом достаточно того, чтобы, входя в один и тот же общий для
них род, предметы эти отличались друг от друга лишь видовыми
признаками.

От теории движения Аристотеля - естественный переход к его
учению о физических элементах: понятие движения требует уяснить
также и понятие о том, что движется, т. е. об элементах движения.

Вопрос об элементах движения был поставлен в греческой
философии до Аристотеля. Атомистические материалисты, а также
Платон, который в своей физике тоже был атомистом, но идеали-
стическим, полагали, что в основе своей движущиеся физические
элементы - формы различных фигур и различной величины. Ато-
мисты считали свои формы телесными, Платон - бестелесными.
Но все они сводили элементы к бытию с количественной, а не
качественной характеристикой.

Напротив, физика Анаксагора и Эмпедокла, при всех различиях
между ними, признает, что элементы движения качественные. Так,
частицы (<семена>) Анаксагора - носители каждая в отдельности
всех без исключения существующих в природе качеств. Элементы
(<корни всех вещей>) Эмпедокла - качественные.

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna