|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница Выведенный таким образом пятый физический элемент Ари- стотель назвал <эфиром (oc'i9^p)>. <Эфир> - элемент не только физики Аристотеля, но также важный элемент его космологии, астрономической системы. Из <эфира> состоят небесные тела. С поверхности Земли они представ- ляются состоящими из огня, но это потому, что вследствие быстрого движения небесные тела раскалены. <Эфир>, кроме того, заполняет собой мировое пространство, в котором происходит вращение небесных тел. Аристотель развивает любопытное рассуждение, в котором к уже изложенным основаниям для допущения существования <эфира> Впоследствии схоластики назвали его <пятой сущностью> (quinta essentia). он присоединяет еще одно, подтверждаемое, как он полагает, опытом. Он допускает условно, будто существуют только эмпедок- ловские элементы: огонь, воздух, вода и земля. В таком случае все мировое пространство между Землей и крайней сферой Вселенной должно быть заполнено воздухом и огнем. Если бы это было так, то, согласно Аристотелю, суммарное количество обоих этих эле- ментов не соответствовало бы суммарному количеству остальных - воды и земли. Вследствие огромного размера мировой сферы ко- личество огня и воздуха безмерно превосходило бы количество воды и земли, которые должны были бы превратиться в огонь и воздух. Так как наблюдение показывает, что на деле этого нет, то остается допустить, что мировое пространство заполнено не огнем и возду- хом, а гораздо более легким и разреженным пятым элементом - <эфиром>. Из характерных черт космологии Аристотеля следуют и свойст- ва, которыми должен обладать <эфир>. Основное его свойство - неизменность, соответствующая неизменности небап небесной сферы. С неизменностью в <эфире> соединяется его совершенство, также соответствующее совершенству неба. Но почему кроме совершенного и неизменного <эфира> в мире существуют еще четыре менее совершенных элемента? Существо- вание их обусловлено необходимостью. Так как существует мир, то должен существовать его центр, стало быть, должен существовать и элемент, стремящийся к центру мира. Элемент этот - земля. Так как, далее, центром необходимо предполагается окружность, то должен существовать другой элемент, стремящийся от центра к окружности. Элемент этот -огонь. Так как в мире не существует пустоты, то между центром мира и его окружностью, т. е. между землей и огнем, должны существовать элементы, которые соеди- няли бы землю с огнем. Это элементы воздуха и воды. Они исполняют роль посредников между землей и огнем. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||