|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница Все вместе взятые пять элементов, <материя> мира, - условие мирового процесса. Все вещи возникают из элементов в результате и в ходе их превращения, переходов друг в друга. Однако в беспримесном, чистом виде элементы не встречаются и не могут нигде встретиться. Они встречаются лишь в смеси друг с другом. В этой смеси какой-либо элемент может преобладать, и тогда, в зависимости от того, какой именно главенствует, вся смесь будет называться либо огнем, либо воздухом, либо водой, либо землей. Если же ни один элемент не преобладает в смеси, то смесь будет представлять различные предметы природы, существующие в ней, кроме огня, воздуха, воды и земли. Над всей физикой и космологией Аристотеля господствует мысль о целесообразности приро- ды и всего мирового процесса. Космология Аристотеля ярко теле- ологическая, и в этом она противоположна космологии атомистов и Анаксагора. Телеологическое воззрение получилось у Аристотеля в результате перенесения, по аналогии, на весь мир в целом наблюдений, сделанных по поводу частных классов явлений и предметов природы. Основными фактами, на которые при этом опирался Аристотель, были факты из жизни животных: процессы рождения организмов из семени, целесообразное действие инстин- ктов, целесообразная структура организмов, а также целесообраз- ные функции человеческой души. Учение Аристотеля о душе сыграло особенно значительную роль в формировании и обоснова- нии телеологии Аристотеля и в расширении ее до космологического принципа. Эту роль учение о душе могло сыграть, во-первых, потому, что для Аристотеля душа человека - действительность того, что как возможность существует в его теле, т. е. не что иное, как цель. Во-вторых, Аристотель мог перенести результат изучения целесо- образных функций души на мир в целом тем более легко, что для него одушевление не ограничивается областью душевной жизни человека: он распространяет принцип одушевления и на весь животный мир, и на мир небесных светил. Чем шире представлена целесообразность и разумность в отдельных обширных классах существ и явлений природы, тем естественнее казалось перенести ее на мир как на целое. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||