|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница Существуют данные в пользу мнения, что сохранившийся свод трудов Аристотеля восходит к изданию Андроника Родосского. Если рассказ Страбона и Плутарха о судьбе рукописей, попавших в конце концов в руки Андроника, соответствует фактам, то это делает понятным, почему в александрийском перечне не оказалось ряда капитальных сочинений Аристотеля: в то время как составлялся этот перечень, рукописи Аристотеля, содержавшие эти сочинения, еще лежали в подвале, куда их запрятали наследники Нелея. Характер компоновки и изложения в дошедших до нас произ- ведениях свода сочинений Аристотеля отличается своеобразными недостатками: совсем не похоже, что эти сочинения - отделанные, предназначенные для чтения, гармонично скомпонованные книги. Скорее, это записи, заготовки, вспомогательные наброски. Часть этих отрывочных материалов, возможно, не принадлежала самому Аристотелю. Впоследствии, по-видимому, были сделаны попытки подогнать отрывки друг к Другу, сделать между ними спайки, устранить неувязки, внести в неоформленный материал литератур- ную обработку. При этом, однако, должны были возникнуть и новые несообразности и неувязки. Со всеми этими особенностями - пробелами, противоречиями - это то, чем мы в настоящее время владеем из наследия Аристотеля. Естественное введение в свод философских и научных работ Аристотеля составляет сборник его логических трактатов, назван- ный <Органоном> (opyocvov - <орудие>). Название это, возникшее после смерти Аристотеля, указывает, что логика, как ее понимал Аристотель, есть учение об орудии научного исследования и в этом 7 в Ф. \^ 193 смысле есть как бы введение в философию, в частности и в особенности -в философию науки. В <Органон> входят: 1) <Ка- тегории> - сочинение, не совсем достоверно приписываемое Ари- стотелю; 2) <Об истолковании> (трактат о суждении); 3) <Анали- тики>-первая и вторая, каждая в двух книгах. Это основной логический труд Аристотеля. В нем излагаются: учение об умозак- лючении (силлогизме) - в первой <Аналитике> и учение о доказа- тельстве -во второй; 4) <Топика> -обширный трактат о вероятных доказательствах и о <диалектике> - в аристотелевском понимании этого термина; 5) <Опровержение софистических дока- зательств>. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||