|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница Так как, согласно Аристотелю, логические связи - отражение связей бытия, то <Органон> в известном смысле - не только система логики Аристотеля, но также и частично введение в его учение о бытии. Этому учению специально посвящено одно из знаменитейших сочинений Аристотеля - <Метафизика>. В совре- менном своем составе и тексте <Метафизика> -свод нескольких трактатов, с заметными кое-где неувязками: с буквальными повто- рениями довольно значительных кусков, с некоторыми невыпол- ненными обещаниями и т. п. Название <Метафизика> (То. )J?TOC та (рисякос - <то, что после физики>) позднейшего происхождения. <Метафизикой> была на- звана группа трактатов Аристотеля, помещенная в издании Андро- ника Родосского после (цетос) <Физики>. В этих трактатах излагалось учение о началах бытия, постигаемых посредством умозрения. Впоследствии, на целых два тысячелетия, среди философов уста- новился обычай называть <метафизикой> всякое философское уче- ние, содержащее умозрительное исследование бытия. Таким образом, то, что в издании Андроника Родосского просто следовало по порядку издания за физикой, стали рассматривать как возвыша- ющееся над физикой по существу предмета: в то время как физика изучает <посюсторонние> явления природы, постигаемые с по- мощью опыта, <метафизика> исследует сущность бытия с помощью не опыта, а умозрения. Начиная с Гегеля, в этой характеристике предмета и способа исследования <метафизики> стали особо под- черкивать их метод. Так, Гегель, говоря о <старой метафизике>, понимает прежде всего <рассудочный> антидиалектический способ мышления и познания. Но, отрицая антидиалектический метод <старой метафизики>, Гегель вовсе не отрицал ее предмета - исследования сверхчувственных основ бытия. Основатели марксиз- ма оставили за термином <метафизика> значение только названия антидиалектического метода. Так как <Метафизика> Аристотеля заключает в своем составе не один, а несколько трактатов (впрочем, близких по теме), то возникают важные вопросы, относящиеся к истории происхожде- ния и сложения известного нам в настоящее время состава этого выдающегося произведения. Много ценного по этому вопросу |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||