Предыдущая страница Следующая страница

Не только физическое тело мира делится на две совершенно
различные области - на два совершенно различных вида делятся
также и движения, происходящие во вселенной. Это движения
совершенные, или равномерные по кругу, и движения несовершенные,
или прямолинейные. Чистым образцом совершенного движения
является суточное обращение сферы неподвижных звезд вокруг
Земли. Не столь чистый образец совершенного движения - слож-
ные движения планет, неравномерные и частично наклонные.
Сложность и запутанность планетарных движений обусловлены
влиянием, которое на них оказывают земные элементы.

Несовершенная форма движения -движение сверху вниз, или,
что то же, к центру Земли. Вниз устремляются все тела, и только
насильственная помеха может временно приостановить это их
движение. Отсюда Аристотель выводит, что Земля не только зани-
мает центр вселенной, но, кроме того, что она пребывает в нем
неподвижно. Если бы даже возникло движение Земли, оно могло бы
происходить лишь временно, а затем вновь прекратилось бы.

6. ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ АРИСТОТЕЛЯ.
НАУКА, ИСКУССТВО И ОПЫТ

Теория познания Аристотеля опирается на его онтологию и по
своему непосредственному предмету есть теория науки. Аристотель
отличает научное знание и от искусства, и от опыта, и от мнения.
По своему предмету научное знание есть знание о бытии. В отличие
от знания, предмет искусства -производство вещей (или произ-
ведений) при помощи способности, определенной к действию.
Поэтому сфера искусства - практика и производство; сфера же
знания - созерцание предмета, теория, умозрение. И все же у науки
есть общее с искусством: как и искусству, знанию принадлежит
способность быть сообщаемым посредством обучения. Поэтому
искусство есть знание в большем смысле слова, чем опыт, и оно
сопровождается истинными суждениями [см. Мет. 1, 1, 981в 7-9].

8*                                                                       227

Знание отличается также и от простого опыта. И для знания и
для искусства опыт - их начало или исходная точка [см. там же.
1, 981а 2 и ел.; 5, II, 19, lOOa 6]. Однако в отличие от знания
предметом опыта могут быть только факты, рассматриваемые как
единичные. Основание опыта - в ощущении, в памяти и в при-
вычке.

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna