|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница Не только физическое тело мира делится на две совершенно различные области - на два совершенно различных вида делятся также и движения, происходящие во вселенной. Это движения совершенные, или равномерные по кругу, и движения несовершенные, или прямолинейные. Чистым образцом совершенного движения является суточное обращение сферы неподвижных звезд вокруг Земли. Не столь чистый образец совершенного движения - слож- ные движения планет, неравномерные и частично наклонные. Сложность и запутанность планетарных движений обусловлены влиянием, которое на них оказывают земные элементы. Несовершенная форма движения -движение сверху вниз, или, что то же, к центру Земли. Вниз устремляются все тела, и только насильственная помеха может временно приостановить это их движение. Отсюда Аристотель выводит, что Земля не только зани- мает центр вселенной, но, кроме того, что она пребывает в нем неподвижно. Если бы даже возникло движение Земли, оно могло бы происходить лишь временно, а затем вновь прекратилось бы. 6. ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ АРИСТОТЕЛЯ. НАУКА, ИСКУССТВО И ОПЫТ Теория познания Аристотеля опирается на его онтологию и по своему непосредственному предмету есть теория науки. Аристотель отличает научное знание и от искусства, и от опыта, и от мнения. По своему предмету научное знание есть знание о бытии. В отличие от знания, предмет искусства -производство вещей (или произ- ведений) при помощи способности, определенной к действию. Поэтому сфера искусства - практика и производство; сфера же знания - созерцание предмета, теория, умозрение. И все же у науки есть общее с искусством: как и искусству, знанию принадлежит способность быть сообщаемым посредством обучения. Поэтому искусство есть знание в большем смысле слова, чем опыт, и оно сопровождается истинными суждениями [см. Мет. 1, 1, 981в 7-9]. 8* 227 Знание отличается также и от простого опыта. И для знания и для искусства опыт - их начало или исходная точка [см. там же. 1, 981а 2 и ел.; 5, II, 19, lOOa 6]. Однако в отличие от знания предметом опыта могут быть только факты, рассматриваемые как единичные. Основание опыта - в ощущении, в памяти и в при- вычке. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||