|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница Но знание не тождественно с ощущением. Правда, всякое знание начинается с ощущения. Этот тезис Аристотель даже рассматривает как основной для теории познания [см. 2. 1, 18].-Если нет соответствующего предмету ощущения, то нет и соответствую- щего ему достоверного знания. В опыте, поскольку опыт обусловлен ощущениями, непосредственно ум постигает самый предмет ощу- щения, в единичном непосредственно постигает род, в Каллии - <человека> [см. там же. II, 19, lOOa 17]. Однако это непосредственное постижение общего в единичном существенно отличается от знания. <То, что в вещах показывает чувственное познание, т. е. ощущение, зависит от всегда изменчи- вых условий пространства и времени. Напротив, то, что показывает в вещах научное познание, не зависит ни от пространства, ни от времени. Научное постижение предмета - мысль, покоящаяся и в известном смысле стабильная, остановившаяся> [6, 1, 3, 407а 32 и ел.; II. VII, 3, 247в 7 ел.]. Но знание отличается от мнения. То, что дает мнение, основы- вается на всего лишь вероятных основаниях. Не таково знание. Правда, научное знание также выражается в суждении и принима- ется в качестве истинного, лишь когда в познающем возникло убеждение в его истинности. Но если суждение обосновано как достоверное знание, то нельзя указать оснований, посредством которых оно могло бы оказаться опровергнутым или хотя бы измененным [см. Топика. V, 2, 130в 16; VI, 2, 139в 33; 2. 1, конец 2-й главы]. Напротив, для мнения или для веры справедливо, что по отношению к ним всегда возможны иное мнение и другая вера. Более того. Мнение может быть и ложно и истинно, убеждение в нем никоим образом не может быть <незыблемым> [см. 2. 1, 33], в то время как знание - прочная и незыблемая истина [см. там же. 1, 19, ЮОв 7 и ел.: 6. Ill, 428а 17]. Предмет знания и знание предмета. Рассматривая отношение знания к своему предмету, Аристотель твердо стоит на почве убеж- дения, что в порядке времени существование предмета предшествует существованию знания. Предмет, по Аристотелю, предшествует познанию, которое человек может иметь об этом предмете. В этом смысле отношение знания к предмету то же, что и отношение ощущения к предмету. Из того, что у ощущающего человека |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||