|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница Борьба Аристотеля с Платоном была для Аристотеля не только борьбой против Платона, который противостоял ему извне, но также борьбой против платонизма, остававшегося в нем самом. Абстрактный математизм теории <форм> (<идей> Платона) не был преодолен Аристотелем полностью. В классификации знаний и наук, разработанной самим Аристотелем, над всем главенствует чистая и бестелесная, вне физического мира пребывающая <форма> (бог, неподвижный перводвигатель). Несмотря на свою бестелес- ность и беспримесность, она рассматривается одновременно и как самое простое бытие, и как бытие, наиболее реальное, как чистая действительность. Ряд помещенных ниже ее <форм> есть ряд нисхо- дящий именно вследствие прогрессивно увеличивающегося количе- ства материи, которое присоединяется к этим <формам>. Иерархия, или классификация наук Аристотеля, соответствует его иерархии <форм> бытия. Место каждой науки в этой классифи- кации определяется близостью ее предмета к <чистой> форме, т. е. степенью <формальности> ее предмета. Наивысший ее предмет - сущность (о^тос), созерцательно постигаемая лишь умом, мышле- ние о мышлении. 7. ЛОГИКА АРИСТОТЕЛЯ И ЕГО УЧЕНИЕ О МЕТОДЕ В философии стоицизма, выступившего несколькими десятилетиями позже Аристотеля, логика понималась как некая специальная наука, составляющая часть науки в более обширном смысле слова. Напротив, для Аристотеля логика -не отдельная наука, а орудие (epya-vov) всякой науки. Аристотель называет логику <Аналитикой>; в специальном трактате, который получил название <Аналитик> (Первой и Второй), он изложил ее основные учения: об умозаключении и о доказательстве. Задача логики, как ее пони- мает Аристотель, - исследование и указание методов, при помощи которых известное данное может быть сведено к элементам, спо- собным стать источником его объяснения. Из этого видно, что основной метод логики Аристотеля - <сведение>. Учение об этом искусстве Аристотель называет <наукой>, но здесь этот термин он понимает не в смысле специальной по предмету отрасли науки, а широко, как умозрительное исследование, дающее возможность различить условия доказательства, его виды, степени, а также выяснить последние предложения, достигнув которых мы уже не |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||