Предыдущая страница Следующая страница

Борьба Аристотеля с Платоном была для Аристотеля не только
борьбой против Платона, который противостоял ему извне, но
также борьбой против платонизма, остававшегося в нем самом.
Абстрактный математизм теории <форм> (<идей> Платона) не был
преодолен Аристотелем полностью. В классификации знаний и
наук, разработанной самим Аристотелем, над всем главенствует
чистая и бестелесная, вне физического мира пребывающая <форма>
(бог, неподвижный перводвигатель). Несмотря на свою бестелес-
ность и беспримесность, она рассматривается одновременно и как
самое простое бытие, и как бытие, наиболее реальное, как чистая
действительность. Ряд помещенных ниже ее <форм> есть ряд нисхо-
дящий именно вследствие прогрессивно увеличивающегося количе-
ства материи, которое присоединяется к этим <формам>.

Иерархия, или классификация наук Аристотеля, соответствует
его иерархии <форм> бытия. Место каждой науки в этой классифи-
кации определяется близостью ее предмета к <чистой> форме, т. е.
степенью <формальности> ее предмета. Наивысший ее предмет -
сущность (о^тос), созерцательно постигаемая лишь умом, мышле-
ние о мышлении.

7. ЛОГИКА АРИСТОТЕЛЯ И ЕГО УЧЕНИЕ О МЕТОДЕ

В философии стоицизма, выступившего несколькими
десятилетиями позже Аристотеля, логика понималась как некая
специальная наука, составляющая часть науки в более обширном
смысле слова. Напротив, для Аристотеля логика -не отдельная

наука, а орудие (epya-vov) всякой науки. Аристотель называет логику

<Аналитикой>; в специальном трактате, который получил название
<Аналитик> (Первой и Второй), он изложил ее основные учения:
об умозаключении и о доказательстве. Задача логики, как ее пони-
мает Аристотель, - исследование и указание методов, при помощи
которых известное данное может быть сведено к элементам, спо-
собным стать источником его объяснения. Из этого видно, что

основной метод логики Аристотеля - <сведение>. Учение об этом
искусстве Аристотель называет <наукой>, но здесь этот термин он
понимает не в смысле специальной по предмету отрасли науки, а
широко, как умозрительное исследование, дающее возможность
различить условия доказательства, его виды, степени, а также
выяснить последние предложения, достигнув которых мы уже не

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna