|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница <практика> - деятельность того, кто действует. Теоретические на- уки обусловливают правильное руководство деятельностью. В свою очередь, практическая деятельность, правильно руководимая, - условие совершенной фабрикации, производства или творчества. <Творчество> - предмет наук <творческих>. Творчество в широком смысле-порождение произведения, .внешнего по отношению к производящему. И в <практических> и в <поэтических> науках познание идет от следствия к началу. В сфере <практики> это - восхождение от индивида к семье и от семьи -к полису. В сфере <творчества> это -восхождение, от поэтики (теории художественного творчества) к риторике, а от риторики - к <диалектике>. При движении по лестнице этого восхождения Аристотель вынужден был бороться с трудностью, которую для него создавало противоречие между его собственной высокой оценкой научной абстракции, принципа формализации знания и его стремлением преодолеть абстрактность и формализм специфически платонов- ской теории форм (<идей>). В результате этой борьбы и этого противоречия Аристотель в ряде случаев колеблется в оценке математического идеала формализации, проявляющегося в разра- ботке некоторых наук. Он одновременно ведет энергичную борьбу против Платона и академиков (Спевсиппа и Ксенократа) и сам Слово Setoplct значит в греческом (в философском смысле) <созерцание>, в частности <умозрение>. обнаруживает тенденцию рационалистического математизма и фор- мализации в сравнительном рассмотрении систематического места некоторых наук. Колебания эти ясно выступают в характеристиках отношения, например, между гармоникой и физикой, а также между математикой и физикой. Гармоника - одновременно и математи- ческая наука, и ветвь физики, изучающая определенный круг явлений природы. В самой математике формализация и математи- зация изучаемых ею предметов значительнее, чем в физике. Наи- более простое есть вместе с тем наиболее формальное и наиболее истинное. Со всех этих точек зрения математика должна была бы занять в классификации Аристотеля место более высокое, чем физика. Но в то же время, согласно убеждению самого Аристотеля, физика обладает важным преимуществом сравнительно с матема- тикой: хотя предмет математики более простой и гораздо более абстрактный сравнительно с предметом физики, зато он менее реален, точнее говоря, его реальность опосредствована более высо- кой ступенью абстракции. Наоборот, предмет физики более сложен, в нем к бытию присоединяется движение, но предмет этот реален в более непосредственном смысле: в самом его бытии заключается начало его движения. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||