Предыдущая страница Следующая страница

<практика> - деятельность того, кто действует. Теоретические на-
уки обусловливают правильное руководство деятельностью. В свою
очередь, практическая деятельность, правильно руководимая, -
условие совершенной фабрикации, производства или творчества.
<Творчество> - предмет наук <творческих>. Творчество в широком
смысле-порождение произведения, .внешнего по отношению к
производящему.

И в <практических> и в <поэтических> науках познание идет от
следствия к началу.

В сфере <практики> это - восхождение от индивида к семье и
от семьи -к полису. В сфере <творчества> это -восхождение, от
поэтики (теории художественного творчества) к риторике, а от
риторики - к <диалектике>.

При движении по лестнице этого восхождения Аристотель
вынужден был бороться с трудностью, которую для него создавало
противоречие между его собственной высокой оценкой научной
абстракции, принципа формализации знания и его стремлением
преодолеть абстрактность и формализм специфически платонов-
ской теории форм (<идей>). В результате этой борьбы и этого
противоречия Аристотель в ряде случаев колеблется в оценке
математического идеала формализации, проявляющегося в разра-
ботке некоторых наук. Он одновременно ведет энергичную борьбу
против Платона и академиков (Спевсиппа и Ксенократа) и сам

Слово Setoplct значит в греческом (в философском смысле) <созерцание>, в
частности <умозрение>.

обнаруживает тенденцию рационалистического математизма и фор-
мализации в сравнительном рассмотрении систематического места
некоторых наук. Колебания эти ясно выступают в характеристиках
отношения, например, между гармоникой и физикой, а также между
математикой и физикой. Гармоника - одновременно и математи-
ческая наука, и ветвь физики, изучающая определенный круг
явлений природы. В самой математике формализация и математи-
зация изучаемых ею предметов значительнее, чем в физике. Наи-
более простое есть вместе с тем наиболее формальное и наиболее
истинное. Со всех этих точек зрения математика должна была бы
занять в классификации Аристотеля место более высокое, чем
физика. Но в то же время, согласно убеждению самого Аристотеля,
физика обладает важным преимуществом сравнительно с матема-
тикой: хотя предмет математики более простой и гораздо более
абстрактный сравнительно с предметом физики, зато он менее
реален, точнее говоря, его реальность опосредствована более высо-
кой ступенью абстракции. Наоборот, предмет физики более сложен,
в нем к бытию присоединяется движение, но предмет этот реален
в более непосредственном смысле: в самом его бытии заключается
начало его движения.

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna