|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница Существует, по Аристотелю, глубокое соответствие между по- нятым таким образом бытием и определением как условием дока- зательства и средством познания бытия. В определении род соответствует <материи>, или <возможности>, так как род - то, что может быть определено различными способами. Напротив, определяющее вид различие соответствует <форме>, или <действительности>, так как различие указывает в отношении сущ- ности, составляющей предмет определения, ее индивидуальную реальность. Эта реальность выделяет ее из всех других сущностей, входящих в тот же самый род и мыслимых в этом роде. Для Аристотеля <действительность> - всегда то, что выделяет, изолирует, отлича- ет, отграничивает. Совмещение обеих указанных точек зрения на определяемые сущности проливает свет на черты определения как элемента и условия достоверного знания. По Аристотелю, <материя> определяемого не должна быть от- деляема от <формы> и, наоборот, <форма> - от <материи>. Правило это относится не только к чувственной материи отдельной природ- ной вещи, но и ко всему, что в понятии о предмете принадлежит к его роду. Аристотель сам дает яркий пример нарушений правила о неот- делимости <материи> от <формы>. Рассмотрим опыт определения дома. Некоторые философы пытались определить понятие о доме, указывая только на его <форму>, или цель: согласно этому опреде- лению, дом - убежище для защиты от дурной погоды. С другой стороны, некоторые физики пытались определить то же понятие, указывая только на его <материю>: дом-нечто, сделанное из камней, кирпичей, дерева и черепицы. И та и другая попытка определения ошибочны: первая оставляет <форму> без осуществле- ния в <материи>, вторая - <материю> без определения соответст- вующей <формой>. В этом случае мыслимо осуществление <формы> в другой <материи>. Напротив, правильным определением, удовлетворяющим и тре- бования философии, и требования физики, будет определение, согласно которому дом -убежище, построенное из таких-то мате- риалов с целью защиты человека от дурной погоды. В определении этом дана целостность того, что образует для мысли сущность определяемого, и вместе с тем определение это, не отделяя <форму> от <материи>, подчеркивает все значение <формы> как источника свойств, принадлежащих самой вещи. Такое определение будет причинным. <...Во всех этих случаях,-поясняет Аристотель,- очевидно, что вопрос о том, что есть, тождествен с вопросом о том, почему есть> [2. II, 2, 90а 16-18]. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||