|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница Так, определением понятия затмения Луны будет: <Лишение Луны света вследствие расположения Земли между ней и Солнцем> [там же. 90а 19-20]. В науке ценность причинных определений обусловлена их ролью в доказательстве. Собственная задача определения в том и состоит, что оно дает причинное, необходимое объяснение, и притом объяснение, касающееся сущности. Соответственно с этим, по Аристотелю, имеются доказательные определения. В них сущ- ность - предмет непосредственного созерцания - доставляет ему предмет для рассуждения. Для этого в этой сущности различают часть, не подлежащую доказательству, а также часть доказуемую. В первой части находится основание для бытия второй. <...Наше искание,-выразительно говорит Аристотель,-направлено на материю, почему она образует нечто определенное. Например, почему данный материал образует дом? Потому что в нем находится суть бытия для дома... Таким образом, отыскивается причина для материи, и это - форма, в силу которой материя есть нечто опре- деленное; а форма -это сущность> [4. VII, 17, 1041в 5-9]. Кроме доказательного определения Аристотель различает еще один вид определения. Поставим, например, вопрос: что такое квадратура? Ответ гласит: квадратура есть построение равносторон- ней прямоугольной фигуры, равновеликой неравносторонней. В ответе этом высказано определение. Особенность его в том, что в нем нет указания на причину самой равновеликоеT. Согласно Аристотелю, такое определение есть не доказательство, оно дает лишь заключение доказательства [6. II, 2, 41 За 13и ел.]. Такое определение, по наблюдению Аристотеля, встречается редко, и Аристотель считает это недостатком большинства существующих определений. <Ведь определение, -говорит он, -должно вскрыть не только то, что есть, как это делается в большинстве определений, но определение должно заключать в себе и обнаруживать причину> [там же]. В проблеме доказательства Аристотель различает знание досто- верное и лишь вероятное (<правдоподобное>). Началом доказатель- ства не может быть, по Аристотелю, ни неправдоподобное, ни даже правдоподобное знание, и умозаключение должно быть построено из необходимых посылок. <...Началом, -читаем в <Аналитике>, - не является правдоподобное или неправдоподобное, но первичное, принадлежащее к тому роду, о котором ведется доказательство...> [2.1,6,74в]. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||