|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница Исследование причинного отношения Аристотель считает ос- новной задачей научного знания: <...рассмотрение [причины], по- чему есть [данная вещь], есть главное в знании> [2. 1, 14, 79a]. Для Аристотеля <знать, что есть [данная вещь] и знать причину того, что она есть, - это одно и то же> [2.11,8,93а]. Именно потому, что силлогизм первой фигуры больше, чем силлогизмы других видов, способен обосновывать знание причинных отношений, Ари- стотель считал первую фигуру наиболее ценным видом умозаклю- чения. <Среди фигур [силлогизма], -писал он, -первая является наиболее подходящей для [приобретения] научного знания, ибо по ней ведут доказательства и математические науки, как арифметика, геометрия, оптика, и, я сказал бы, все науки, рассматривающие [причины], почему [что-нибудь] есть, ибо силлогизм о том, почему [что-нибудь] есть, получается или во всех, или во многих случаях, или больше всего именно по этой фигуре> [там же. 79а]. Это понятие о причине делает ясной роль среднего термина в умозаключении и доказательстве. Средний термин есть также по- нятие, общее двум понятиям, отношение которых рассматривается в силлогизме и доказательстве. Вместе с тем средний термин выступает в доказательном рассуждении как причина: <Причина того, почему [нечто] есть не это или это, а [некоторая] сущность вообще, или [почему нечто есть] не вообще, но что-то из того, что присуще само по себе или случайно, - [причина всего этого] представляет собой средний термин> [там же. II, 2, 90а 9 ел.]. Особенно ясно выступает свойство среднего термина быть причиной в достоверных доказательных умозаключениях. Во всех таких умозаключениях достоверность их - достоверность не только какой-то причины, а именно истинной причины. Очень характерно для Аристотеля, что единичные предметы, термины которых выступают в умозаключении доказательства, рас- сматриваются сами по себе все же как универсальные. <Ни одна посылка, - говорит Аристотель, - не берется так, чтобы она [от- носилась только] к тому числу, которое ты знаешь, или только к той прямолинейной [фигуре], которую ты знаешь, но [она] отно- сится ко всякому [числу] или прямолинейной [фигуре]> [там же. 1, 1,71в3и ел.]. Даже если для непосредственного созерцания фигура единична, то сама по себе она универсальна. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||