Предыдущая страница Следующая страница

^^^1
ill.

Силлогизм, лишенный того, что делает его доказательным, не
способен дать знания о необходимой причинной связи. Для такого
знания в известном смысле лучше, если причинная связь интерпре-
тирована в понятиях содержания, например <смертность принадле-
жит человеку>. Аристотель часто дает именно такую
интерпретацию. Но еще важнее для него интерпретация причинной
связи как включения. Это или включение частного в общее, или вида
в род посредством выделения видового различия, или единичного
экземпляра в класс.

И в посылках и в заключении речь идет о свойствах всеобщего
(универсального), и в каждом случае иной оказывается только
степень всеобщности. Аристотель неоднократно и настойчиво разъ-
ясняет, что не может быть доказательства о единичном, как таковом,
о чувственно воспринимаемом как таковом, о преходящем как таковом.
Доказательство возможно только о всеобщем или хотя бы постоян-
ном. <...Если бы общего не было, то не было бы и... никакого
доказательства> [2. 1, II, 77а]. А в <Метафизике> [4. VII, 15, 1039в
34 ел.] читаем: <...ясно, что для чувственных вещей ни определения,
ни доказательства быть не может>. И далее: уничтожающиеся вещи
<перестают быть известными... людям, обладающим знанием, когда
выйдут из области чувственного восприятия... ни определения, ни
доказательства по отношению к этим вещам существовать уже не
будет> [там же].

Яркая особенность теории познания Аристотеля в том, что для
него задачей науки может быть только достоверное - общее и
необходимое - знание. Научное знание Аристотель четко отличает
от предположения и от мнения. <Предмет науки и наука отличаются
от предполагаемого и от мнения, ибо наука есть общее [и основы-
вается на] необходимых [положениях]; необходимо же то, что не
может быть иначе. Некоторые предметы [истинны] и существуют,
но могут быть и иными. Ясно поэтому, что о них нет науки> [2. 1,
33,88в].

Поэтому и знание о причине есть знание об общем. Во всех
доказательствах, выясняющих принадлежность некоторого свойст-
ва, некоторой сущности, причина - всеобщая. Она есть часть со-
держания более обширного всеобщего и вместе с тем содержит в
себе менее широкое всеобщее или же часть этого всеобщего:
коллективную или единичную.

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna