|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница ^^^1 ill. Силлогизм, лишенный того, что делает его доказательным, не способен дать знания о необходимой причинной связи. Для такого знания в известном смысле лучше, если причинная связь интерпре- тирована в понятиях содержания, например <смертность принадле- жит человеку>. Аристотель часто дает именно такую интерпретацию. Но еще важнее для него интерпретация причинной связи как включения. Это или включение частного в общее, или вида в род посредством выделения видового различия, или единичного экземпляра в класс. И в посылках и в заключении речь идет о свойствах всеобщего (универсального), и в каждом случае иной оказывается только степень всеобщности. Аристотель неоднократно и настойчиво разъ- ясняет, что не может быть доказательства о единичном, как таковом, о чувственно воспринимаемом как таковом, о преходящем как таковом. Доказательство возможно только о всеобщем или хотя бы постоян- ном. <...Если бы общего не было, то не было бы и... никакого доказательства> [2. 1, II, 77а]. А в <Метафизике> [4. VII, 15, 1039в 34 ел.] читаем: <...ясно, что для чувственных вещей ни определения, ни доказательства быть не может>. И далее: уничтожающиеся вещи <перестают быть известными... людям, обладающим знанием, когда выйдут из области чувственного восприятия... ни определения, ни доказательства по отношению к этим вещам существовать уже не будет> [там же]. Яркая особенность теории познания Аристотеля в том, что для него задачей науки может быть только достоверное - общее и необходимое - знание. Научное знание Аристотель четко отличает от предположения и от мнения. <Предмет науки и наука отличаются от предполагаемого и от мнения, ибо наука есть общее [и основы- вается на] необходимых [положениях]; необходимо же то, что не может быть иначе. Некоторые предметы [истинны] и существуют, но могут быть и иными. Ясно поэтому, что о них нет науки> [2. 1, 33,88в]. Поэтому и знание о причине есть знание об общем. Во всех доказательствах, выясняющих принадлежность некоторого свойст- ва, некоторой сущности, причина - всеобщая. Она есть часть со- держания более обширного всеобщего и вместе с тем содержит в себе менее широкое всеобщее или же часть этого всеобщего: коллективную или единичную. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||