|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница 7* 195 Вопрос о значении понятий для бытия и для знания стоял в центре внимания также и Аристотеля. Разрабатывая эту проблему, Аристотель стремится точно определить свою позицию по отноше- нию к учению Платона об <идеях>. Подобно Платону, Аристотель полагает, что посредством понятий познаются существенные, ко- ренные и неизменные свойства бытия. Так же как и Платон, Аристотель считает именно понятия средством познания сущест- венных свойств предметов. Но, соглашаясь в этом с Платоном, Аристотель самым решительным образом выступает против учения Платона о безусловной самобытности понятий, иначе - против учения об их безусловной независимости от вещей по бытию. Прин- ципиальное возражение в нем вызывает платоновское противопо- ставление понятий как единственно действительных сущностей чувственному бытию. Аристотель указывает, что поводом для воз- никновения теории <идей> было для Платона принятие им герак- литовского учения о непрерывной изменчивости чувственных вещей и стремление найти в противовес гераклитовскому потоку вечно пребывающие предметы, которые в качестве таковых были бы способны стать объектами знания. Аристотель отчетливо говорит, что мнение относительно <идей> <получилось у высказывавших [его] вследствие того, что они насчет истины [вещей] прониклись гераклитовскими взглядами, согласно которым все чувственные вещи находятся в постоянном течении: поэтому если знание и разумная мысль будут иметь какой-нибудь предмет, то должны существовать другие реальности, [устойчиво] пребывающие за пре- делами чувственных: о вещах текучих - поясняет Аристотель, - знания не бывает> [Мет. XIII, 4, 1078в 9-17]. Но Аристотель не только указывает на генезис теории <идей>. В своих произведениях, в том числе в 4-й и 5-й главах 13-й книги <Метафизики>, Аристотель развивает критику учения Платона об идеях как о самобытных сущностях, отделенных от мира чувственных вещей, а в ряде других мест противопоставляет этому учению собственное учение об от- ношении чувственных вещей к понятиям . |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||