|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница имеется в специальных исследованиях немецкого ученого Вернера Иегера [см. 58]. Огромное значение в истории науки - античной и феодального общества - получили естественнонаучные сочинения Аристотеля. Сюда относится <Физика> и ряд примыкающих к ней работ: <О небе>, <Чтения по физике>, <О частях животных> и т. д. Очень важен для понимания психологического и биологическо- го учения Аристотеля, а также некоторых вопросов его теории познания трактат <О душе>. Видное место в литературном наследии Аристотеля занимают работы по этике. Несомненно, к самому Аристотелю восходит этический трактат, дошедший под названием <Этика Никомаха>. Частью -вопросам этики, частью -проблемам политического устройства и воспитания посвящен обширный трактат <Политика>. В <Риторике> и <Поэтике> рассматриваются вопросы оратор- ского искусства, эстетики, теории поэзии и театра. В 1890 г. в Египте во время раскопок была найдена хорошо сохранившаяся рукопись Аристотеля, содержащая описание конституции города-государства Афин. Это так называемая <Афинская политая>. В школе Аристо- теля было составлено множество не дошедших до нас описаний государственного устройства других греческих полисов. <Афинская полития> -образец этого научного жанра и важный источник наших сведений по истории античных Афин. 2. КРИТИКА АРИСТОТЕЛЕМ УЧЕНИЯ ПЛАТОНА ОБ <ИДЕЯХ> В учении Платона об <идеях> ход мысли учеников и читателей Платона направлялся от <идей> (<эйдосов>) как первообразов бы- тия, с одной стороны, к явлениям чувственного мира, будто бы искажающим истинные формы или причины бытия, а с другой - к понятиям, схватывающим сущность явлений - их тождествен- ную, общую и неизменную основу. Но если, согласно доктрине Платона, мысль должна идти от <идей> - форм бытия - к идеям - понятиям о бытии, то ход мысли, приведший Платона к его доктрине, по-видимому, был обратный: Платон опирался на учение Сократао значении, которое для познания бытия имеют понятия. Так как познание направлено на неизменную сущность вещей и так как основные свойства предметов - свойства, раскрывающиеся в понятиях о предметах, то Платон использовал это значение понятий для утверждения, будто понятия - не только наши мысли о бытии, но сами есть не что иное, как бытие, и притом бытие доподлинное. Понятия - не только гносеологические или логические образы, а прежде всего <бытийные> (<онтологические>) сущности. Как сущ- ности они независимы от колеблющегося чувственного существо- вания вещей. Они-понятия, существующие сами по себе, самобытно и безусловно. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||