Предыдущая страница Следующая страница

имеется в специальных исследованиях немецкого ученого Вернера
Иегера [см. 58].

Огромное значение в истории науки - античной и феодального
общества - получили естественнонаучные сочинения Аристотеля.
Сюда относится <Физика> и ряд примыкающих к ней работ: <О
небе>, <Чтения по физике>, <О частях животных> и т. д.

Очень важен для понимания психологического и биологическо-
го учения Аристотеля, а также некоторых вопросов его теории
познания трактат <О душе>.

Видное место в литературном наследии Аристотеля занимают
работы по этике. Несомненно, к самому Аристотелю восходит
этический трактат, дошедший под названием <Этика Никомаха>.

Частью -вопросам этики, частью -проблемам политического
устройства и воспитания посвящен обширный трактат <Политика>.

В <Риторике> и <Поэтике> рассматриваются вопросы оратор-
ского искусства, эстетики, теории поэзии и театра. В 1890 г. в Египте
во время раскопок была найдена хорошо сохранившаяся рукопись
Аристотеля, содержащая описание конституции города-государства
Афин. Это так называемая <Афинская политая>. В школе Аристо-
теля было составлено множество не дошедших до нас описаний
государственного устройства других греческих полисов. <Афинская
полития> -образец этого научного жанра и важный источник
наших сведений по истории античных Афин.

2. КРИТИКА АРИСТОТЕЛЕМ
УЧЕНИЯ ПЛАТОНА ОБ <ИДЕЯХ>

В учении Платона об <идеях> ход мысли учеников и читателей
Платона направлялся от <идей> (<эйдосов>) как первообразов бы-
тия, с одной стороны, к явлениям чувственного мира, будто бы
искажающим истинные формы или причины бытия, а с другой -
к понятиям, схватывающим сущность явлений - их тождествен-
ную, общую и неизменную основу. Но если, согласно доктрине
Платона, мысль должна идти от <идей> - форм бытия - к идеям -
понятиям о бытии, то ход мысли, приведший Платона к его
доктрине, по-видимому, был обратный: Платон опирался на учение
Сократао значении, которое для познания бытия имеют понятия.
Так как познание направлено на неизменную сущность вещей и так
как основные свойства предметов - свойства, раскрывающиеся в
понятиях о предметах, то Платон использовал это значение понятий
для утверждения, будто понятия - не только наши мысли о бытии,
но сами есть не что иное, как бытие, и притом бытие доподлинное.
Понятия - не только гносеологические или логические образы, а
прежде всего <бытийные> (<онтологические>) сущности. Как сущ-
ности они независимы от колеблющегося чувственного существо-
вания вещей. Они-понятия, существующие сами по себе,
самобытно и безусловно.

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna