Предыдущая страница Следующая страница

Способ их возникновения Аристотель сравнивает с тем, что
бывает в сражении, когда строй обращается в бегство: <...когда один
останавливается, останавливается другой, а затем и третий -пока
[все] не придет в первоначальный порядок>. Нечто подобное может
испытать и душа. Как только из не отличающихся между собой
вещей нечто удержится в памяти, впервые возникает в душе общее.
Происходит это так: ощущаться может только единичное, но вос-
приятие, если оно уже возникло, всегда <есть [восприятие] общего,
например, человека, а не [единичного] человека Каллия>. Затем на
достигнутом результате задерживаются, <пока не удержится [нечто]
неделимое и общее> [там же].

Отсюда Аристотель заключает, что первичное мы должны <не-
обходимо познавать посредством индукции, ибо [именно] таким
образом восприятие порождает общее> [там же].

Не следует недооценивать это утверждение Аристотеля. Если бы
Ф. Бэкон внимательно прочитал 19-ю главу 2-й книги <Второй

Аналитики>, он вряд ли смог бы так односторонне, как он это
сделал, характеризовать логику и теорию познания Аристотеля в

качестве чисто дедуктивной. Аристотель не только признавал необ-
ходимость индукции для науки. Он даже полагал, как это верно
отметил Робэн, что чем выше уровень науки, чем он более всеобщ
и доказателен, тем больше наука испытывает нужду в опоре на
индукцию [69. С. 57]. И в <Физике> и в <Метафизике> Аристотель
нередко говорит об очевидности, которая есть результат именно
индукции (примеры отмечены в <Индексе> Боница).

И все же <индукция> Аристотеля ниже порога науки. Ни один
из видов индукции Аристотель не рассматривает как метод науки в
точном смысле понятия. <Индукция> Аристотеля, как хорошо
показал тот же Робэн, не есть метод познания законов природы.
Поскольку Аристотель сопоставляет дедукцию с индукцией, он
подчеркивает, что только дедукция может возвысить знание до
сферы науки, ставши доказательством. Напротив, индукция не
может вести дальше от вопроса о факте или о существовании. Только
определение способно превратить простое свидетельство о факте в
раскрытие сущности. И только доказательство способно превратить
утверждение или отрицание существования в причинное объяснение.

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna