|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница Способ их возникновения Аристотель сравнивает с тем, что бывает в сражении, когда строй обращается в бегство: <...когда один останавливается, останавливается другой, а затем и третий -пока [все] не придет в первоначальный порядок>. Нечто подобное может испытать и душа. Как только из не отличающихся между собой вещей нечто удержится в памяти, впервые возникает в душе общее. Происходит это так: ощущаться может только единичное, но вос- приятие, если оно уже возникло, всегда <есть [восприятие] общего, например, человека, а не [единичного] человека Каллия>. Затем на достигнутом результате задерживаются, <пока не удержится [нечто] неделимое и общее> [там же]. Отсюда Аристотель заключает, что первичное мы должны <не- обходимо познавать посредством индукции, ибо [именно] таким образом восприятие порождает общее> [там же]. Не следует недооценивать это утверждение Аристотеля. Если бы Ф. Бэкон внимательно прочитал 19-ю главу 2-й книги <Второй Аналитики>, он вряд ли смог бы так односторонне, как он это сделал, характеризовать логику и теорию познания Аристотеля в качестве чисто дедуктивной. Аристотель не только признавал необ- ходимость индукции для науки. Он даже полагал, как это верно отметил Робэн, что чем выше уровень науки, чем он более всеобщ и доказателен, тем больше наука испытывает нужду в опоре на индукцию [69. С. 57]. И в <Физике> и в <Метафизике> Аристотель нередко говорит об очевидности, которая есть результат именно индукции (примеры отмечены в <Индексе> Боница). И все же <индукция> Аристотеля ниже порога науки. Ни один из видов индукции Аристотель не рассматривает как метод науки в точном смысле понятия. <Индукция> Аристотеля, как хорошо показал тот же Робэн, не есть метод познания законов природы. Поскольку Аристотель сопоставляет дедукцию с индукцией, он подчеркивает, что только дедукция может возвысить знание до сферы науки, ставши доказательством. Напротив, индукция не может вести дальше от вопроса о факте или о существовании. Только определение способно превратить простое свидетельство о факте в раскрытие сущности. И только доказательство способно превратить утверждение или отрицание существования в причинное объяснение. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||