|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница К тому же связи между понятиями науки, как ее понимает Аристотель, - связи логические. Наука направлена на постижение качеств, характеризующих индивидуальное или субстанциальное бытие. Но качества Аристотеля, так же как и его субстанции, в плане науки являются логическими сущностями, между которыми существуют отношения, или градация, подчинения. Между всеми этими понятиями должна быть выяснена их логическая связь. В конечном счете действительный мир познания - это мир, где действует ум. Ум, по Аристотелю, истиннее даже, чем сама наука. Поэтому ум может иметь своим предметом начала знания. Наука, как и ум, дает истину, и никакой другой род познания, кроме ума, <не является более точным, чем наука> [4. 991а 32-33], <не может быть истиннее> [там же]. Но всякая наука обосновывается, а начала доказательств более известны, чем сами доказательства. Так как начало доказательства уже не есть доказательство, то наука не может быть началом науки. Таким началом может быть только ум - единственный, кроме науки, вид истинного познания. Теория познания Аристотеля, так же как и его теория <форм>, -теория объективного идеализма. 8. СИЛЛОГИСТИКА Деятельность Аристотеля принадлежит не только истории фи- лософии, но и истории науки. В кругу наук, разработкой и даже созданием которых занимался Аристотель, первое место принадле- жит логике. Аристотель - автор оригинальной, чрезвычайно тща- тельно разработанной логической системы, оказавшей через посредство переработки и истолкования ее послеаристотелевскими античными логиками, а также логиками феодального периода ог- ромное влияние на развитие логической науки. Поскольку логика - специальная наука об умозаключении и доказательстве, в настоящей работе, предмет которой -очерк ис- тории античной философии, - не может быть предложено сколь- ко-нибудь подробное рассмотрение специальных логических учений Аристотеля. К тому же рассмотрение это должно было бы оказаться непропорционально пространным. В силу ряда истори- чески сложившихся причин даже специалистам-логикам нелегко восстановить точный, отражающий историческую действительность смысл логических учений Аристотеля. То, что в XIX в. (а также отчасти в XX в.) считалось логикой самого Аристотеля, было результатом недостаточно точного отличения этой логики от так называемой традиционной формальной логики. С другой стороны, характерный для XIX в. упадок логической теории, смешение теоретических учений логики с метафизическими спекуляциями идеалистической -чаще всего эклектической или позитивист- ской -философии крайне затрудняли верную историческую и теоретическую оценку великого логического деяния Аристотеля. Такая оценка может быть исторически обоснованной и точной только при условии ясного и точного понимания существа фор- мальной логики. А это понимание возможно только на основе серьезного знакомства с теориями и учениями новейшей символи- ческой (математической) логики. Именно математическая логика дала возможность ответить на вопрос, что такое формальная логика, а следовательно, указала критерий для оценки выдающихся явлений в истории этой науки. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||