|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница И действительно, предметы математики, по Аристотелю, имеют несомненное преимущество сравнительно с органическими суще- ствами, известными из опыта. Объекты математики - результат абстракции от чувственных предметов опыта. Согласно разъяснению самого Аристотеля, <предметом... [изу- чения] математических наук являются понятия, а не какая-либо [материальная] основа. Ибо если геометрия и рассматривает неко- торую [материальную] основу, то не как таковую> [2. 1, 13, 79a]. A в другом месте он добавляет, что наука, <не имеющая дела с [материальной] основой точнее и выше науки, имеющей с ней дело, как арифметика по сравнению с гармонией> [там же. 1, 27, 87а]. Правда, основа этой науки и ее понятий - физическая реальность. Прекрасный исторический очерк развития этой традиции в истории греческой науки написал известный алгебраист и историк древней науки Ван дер Варден [см. 15. Гл. VI. С. 205-275, особенно с. 269 и ел.]. Это тот материалистический базис математических абстракций, который отметил и высоко оценил в Аристотеле Ленин. Однако непосредственная реальность математических объектов для науки, как ее понимает Аристотель, уже не в их физической, а только, если можно так выразиться, в их логической материи: это умопостигаемое, а не чувственно постигаемое единство рода и видоопределяющего признака. Именно это единство лежит в основе дедукции произ- вольных свойств математических объектов. В связи с этим матема- тические объекты в известном отношении Аристотель ставит ниже, чем собственно <формы>, именно потому, что предметы матема- тики -только абстракции и обладают индивидуальностью не в самой действительности, а только в мысли. Они не имеют длящегося бытия и воссоздаются всякий раз и как угодно часто посредством определения. Напротив, истинные <формы> отличаются каждая индивидуальной субстанциальностью, которая не возникает каж- дый раз вновь, когда дается их определение. Но, признавая умопостигаемую реальность объектов математи- ки, благодаря которой математическое рассуждение-естествен- ный <материал>, в котором раскрывается природа логических операций и форм, Аристотель борется против платоновского - идеалистического -взгляда на математику. Имея в виду платони- ков, и прежде всего самого Платона, он неодобрительно отмечает, что математика <стала для теперешних [мыслителей] философией> [4. 991а 32-33]. В концепции платонизма Аристотель осуждает учение Платона о срединном положении математики между умо- постигаемым миром <идей> и чувственно воспринимаемым миром вещей: чтобы подвести многообразие и изменчивость чувственных вещей под единство и тождественность разума, Платон вводит посредствующую функцию математических объектов. Таким обра- зом, математика становится для Платона средством или орудием знания. Напротив, для Аристотеля математика -не <органон>, не орудие знания, а само знание в его явлении или обнаружении. Для Аристотеля <органон> знания -не математика, а <аналитика>, т. с. логика. Не только математика, но и всякая наука - знание - есть сфера применения <органона>. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||