Предыдущая страница Следующая страница

буквы вместо терминов... общую речь опровергает и один пример.
Когда мы ищем общее правило, то требуется или обозреть все
частные случаи (что является невозможной и бесконечной опера-
цией), или же мы получаем уверенность благодаря общему правилу.
Теперь это общее правило дается посредством букв: ими можно
пользоваться, по произволу подставляя вместо букв любой матери-
альный термин> [там же. С. 43, примечание].

Из этого взгляда на переменные вытекает весь характер логики
Аристотеля. Логика эта не есть конкретное учение о конкретных
вещах или терминах, не есть учение о <человеке>, <смертности> и
<Сократе> (<все люди смертны>, <Сократ - человек>, <следователь-
но, Сократ смертен>). Логика - наука о законах силлогизмов,
выраженных в переменных, а не наука о приложении этих законов
к примерам или конкретным терминам. Силлогизм Аристотеля
вовсе не есть вывод типа: <Всякое B есть A; всякое C есть B;
следовательно, всякое C есть A>. Только под влиянием логики
стоиков силлогизм Аристотеля был истолкован как вывод, вроде
указанного. У самого Аристотеля силлогизм - импликация указан-
ного выше типа:

Если А присуще всякому B
и B присуще всякому C,
то А присуще всякому C.

Это адекватный пример аристотелевского силлогизма. В нем две
посылки, представляющие конъюнкцию, образуют антецедент им-
пликации. Первая посылка: <Если А присуще всякому B>, вторая

. Консеквент этой импликации: <А присуще
всякому C>. Общая формула всей импликации: <Если альфа и бэта, то гамма>.
В традиционной логической литературе до самых последних деся-
тилетий этот характер аристотелевской теории силлогизма пони-
мался неточно: силлогизм рассматривался как вывод, в то время как
у самого Аристотеля нигде он не выступает в качестве вывода со
словом <следовательно>..

Отличение силлогизма - импликации Аристотеля - от вывода
традиционной логики имеет важное значение. Как импликация
силлогизм Аристотеля есть предложение и потому должен быть либо
истинным, либо ложным. Напротив, традиционный силлогизм как
вывод может быть правильным или неправильным, но не может
быть истинным или ложным, так как он не предложение, а ряд
предложений, не спаянных в форму единства.

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna