|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница Поскольку указанное здесь различие между аристотелевским силлогизмом и его пониманием в традиционной логике как вывода не проводилось до самого последнего времени, прав был Я. Лука- севич, когда говорил, что <и по сей день мы не имеем изложения подлинной аристотелевской логики> [31. С. 60]. Форма силлогизма характеризуется числом переменных, их расположением и, кроме того, так называемыми логическими кон- стантами (постоянными). Две из них не представляют специфических характеристик аристотелевской логики и входят как часть в более широкую и более основную логическую систему. Это соединения, выражаемые союзами <и> и <если>. Кроме них, имеется еще четыре постоянных, специфически характерных для логической системы Аристотеля. Это отношение между общими терминами: 1) <быть присущим всякому>, 2) <не быть присущим ни одному>, 3) <быть присущим некоторому> и 4) <не быть присущим некоторому>. В схоластической логике эти отношения обозначались соответствен- но латинскими символами A, Е, I и О. На этих четырех отношениях при посредстве соединений <и> и <если> построена вся теория силлогизма Аристотеля. Теория эта есть система истинных предло- жений, или, согласно терминологии Лукасевича, <положений>, касающихся констант А, Е, I, О [см. там же. С. 57]. Аристотелевская логика предполагает свое применение только к общим терминам -вроде: <животное> или <млекопитающее>. Но и эти термины собственно характеризуют не саму его логическую систему, а лишь сферу ее применения. Анализируя формы силлогизма, Аристотель выделил три основ- ных вида (три <фигуры>), к которым могут быть сведены все отдельные его <модусы>, т. е. случаи с их различиями в членах конъюнкции, образующей антецедент, а не в консеквенте. Прин- ципом, на основе которого Аристотель разделил модусы силлогизма на фигуры, оказалось положение среднего термина в качестве субъекта или предиката посылок. <Мы узнаем фигуру, -говорит он, -по положению среднего термина> [1. 1, 32, 47в 13]. Цель силлогизма - обосновать отношение А к B. Для этого необходимо найти нечто общее как для А, так и для B. Найти его возможно тремя способами: 1) посредством утверждения А относительно C, а C относительно B; 2) посредством утверждения C относительно их обоих; 3) посредством утверждения А и B относительно C. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||