|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница ряда силлогизмов, опирается на два условия. Согласно первому предполагают существование положений, которые не могут быть выведены из других посылок. Согласно второму звенья, или эле- менты, опосредствующие заключение и соединяющие исходные высшие начала знания с конечным заключением, не могут идти в бесконечность. Если бы это последнее условие не выполнялось, то не были бы возможны ни доказательство, ни основывающаяся на доказательствах наука. Аристотель тщательно обосновывает тезис о недоказуемости последних, высших посылок знания. Но если это так, то возникает вопрос: существует ли способ убедиться в том, что эти посылки истинны? Исследуя этот вопрос, Аристотель различает два класса невы- водимых, недоказуемых истин: 1) наиболее общие положения, или начала; 2) начала, наиболее частные. Последние непосредственно относятся к единичному бытию. Так как положения о единичном даются восприятием, то восприятие, таким образом, рассматрива- ется у Аристотеля как источник истины. Если бы в основе воспри- ятия не коренились действительные факты, то само появление восприятия было бы непостижимо. Некоторые предшественники Аристотеля оспаривали достовер- ность чувственного восприятия, и их возражения были известны Аристотелю. В числе возражений были ссылки на возможность иллюзий, обмана чувственных восприятий. Однако, по разъяснению Аристотеля, в этом случае истинная причина обмана - не самые чувства как таковые. Причина обмана - в нашем суждении о воспринимаемом: суждение ошибочно относит к самому предмету то, что лишь кажется ему принадлежащим. Аристотель принимает и другие характеристики чувственного восприятия, на основании которых делались возражения против способности восприятия быть источником истинного знания. Так, указывали; 1) что свойства, воспринимаемые посредством чувств, противоположны, как, например, тепло и холод; 2) что эти проти- воположные свойства воспринимаются только оттого, что воспри- нимающий сам находится в некотором среднем состоянии, от которого эти противоположные состояния отличаются; поэтому с изменением состояния самого воспринимающего изменяются и его восприятия; 3) что восприятия в силу всего указанного относитель- ны. Аристотель принимает все эти указания. Но он полагает, что ошибки, возникающие вследствие всех условий восприятия, исп- равляются, или,по крайней мере, могут быть исправлены суммар- ным опытом людей. Сверх того, восприятием обосновываются некоторые общие положения. Как таковые они подлежат компетен- ции уже не восприятия, а ума, но ум располагает способностью исправлять и устранять проникшие в познание ошибки. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||