|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница По Аристотелю, восприятие обладает для познания важным свойством: оно не требует никакого особого доказательства своей истинности. Больше того. Факт восприятия как таковой убеди- тельнее всякого доказательства, полученного посредством опера- ций ума. Так решается вопрос о классе наиболее частных недоказуемых положений. Наиболее общие начала, образующие второй класс недоказуемых положений, выступают в доказательствах в качестве необходимых посылок выводов. Некоторые из этих начал имеют силу для всех наук. Таков, например, принцип противоречия. Другие общие положения играют роль основных начал в каждой специаль- ной науке. Здесь Аристотель выступает против учения Платона, который, наоборот, утверждал, будто все отдельные или специаль- ные науки в своих началах находятся в зависимости от положений философии. Каков же источник наивысших и самых общих положений науки? Будучи высшими посылками всех силлогизмов, они уже не могут быть получены из более общих, чем они, начал. Для получения их можно предложить только путь опыта. Аристотель прямо заявляет в <Аналитиках>, что для установле- ния общих предложений необходимо обратиться к данным опыта - к единичным фактам. Но суть вопроса остается в том, какими именно средствами опыт может обосновать самые общие положения. Аристотель указывает средства обобщения единичных и частных положений. Это: 1) индукция; 2) умозаключение по аналогии (называемое у Аристотеля <примером>); 3) способы для сообщения всего лишь вероятным положениям максимума обоснованности. Индукцию, под которой Аристотель понимает то, что в настоящее время называют <полной индукцией>, он сводит к силлогизму первой фигуры. Уже по одному этому основанию индукция сама предполагает общие принципы и не может обосновать положения, которые имели бы значение высших посылок знания. Но есть и еще более важное основание, препятствующее этому. Дело в том, что, согласно взгляду Аристотеля, началами (принципами) науки могут быть только самые общие положения. Таковы, например, аксиомы математики. Но чем более общим является положение, тем менее возможно учесть все частные случаи и получить уверенность, что ничто не осталось вне учета. Стало быть, если бы уверенность в достоверной истинности общих положений зависела от учета всех частных случаев, то ни одно из таких положений не могло бы быть обосновано в качестве истинного. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||