|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница <Пример> Аристотеля есть не что иное, как заключение по аналогии от одного частного случая к другому, тоже частному, случаю. <Пример> отличается от <неполной индукции> тем, что он есть заключение от одного-единственного частного случая, а не от многих, как это происходит в <неполной индукции>, и еще тем, что дает в заключении не общее, а тоже только частное положение. 9* 259 Однако логический анализ <примера> показывает, что в нем пред- полагается в качестве условий его правомерности: 1) частный случай; 2) вывод из него общего положения; 3) вывод нового частного случая. Другими словами, <пример> Аристотеля есть со- четание <неполной индукции> с силлогизмом. Но применение неполной индукции также не может дать безусловно достоверных общих положений. Средства, повышающие степень вероятности не вполне досто- верных положений, рассматриваются в <Топике>. Анализ их осно- вывается на различении достоверного знания и мнения. Знание может быть предметом изучения, мнение может быть оправдываемо на основе вероятности. <Топика>-трактат, в котором излагается искусство доказывать истину из вероятных положений и ограждать исследование от внутренних противоречий. <Топика> указывает <общие места> (1:07101, отсюда название всего сочинения), или точки зрения, из которых возможно получить положения, опорные для доказательства мнения, которое само по себе лишь вероятно. Ука- зываются в основном четыре такие точки зрения: 1 ) мнения сведу- щих людей и народа; 2) анализ слов и понятий; 3) усмотрение сходства; 4) усмотрение различий. Самая важная в логическом отношении часть <Топики> содер- жит указание методов, с помощью которых мнение, добытое из общего опыта, может приобрести максимальную вероятность. Од- нако все указанные таким путем методы не могут быть средством, достаточным для оправдания принципов науки. И обращение к мнениям народа и ученых, и сравнение разнообразных мнений, и сравнение полученных из них выводов, и сопоставление их с уже оправданными положениями науки оставляют нас все же в области мнения. Мнения, даже проверенные разнообразными способами, даже обладающие высокой степенью вероятности, не становятся от этого безусловно достоверными началами науки. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||