|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница Из взгляда Аристотеля на системную связь понятий вытекает его постановка вопроса о категориях. Наука, обладающая собственными принципами и развивающая, опираясь на них, все частные истины, охватывает всю область относящихся к ней понятий. Взгляд Аристотеля на систему научного знания отличается от соответствующего взгляда Платона. Для Платона знание представлялось совершенно единой системой по- нятий, образующих иерархию возвышения и подчинения. Наверху, превыше сущности, -единая идея блага, от которой берет начало всякая сущность и всякое знание. Все знания устремляются к единому источнику и от него исходят. Согласно воззрению Аристотеля, не существует и не может существовать понятия, которое могло бы быть предикатом всех других понятий. Различные понятия, принадлежащие различным сферам знания, настолько отличаются друг от друга, что не могут войти в один общий для всех них род. Поэтому для Аристотеля проблема определения высшего понятия оказалась более сложной, чем для Платона. У Платона задача состоит в том, чтобы найти единое понятие, точнее, единый род бытия, к которому сводятся все остальные его роды. Это и есть <идея> блага. Для Аристотеля вопрос состоит в том, чтобы определить не один род, а целую систему высших родов бытия, к которым относятся все понятия каждого из этих родов. Эти высшие роды Аристотель назвал <кате- гориями>, т. е. основными родами <оказывания> о сущем. 9. КАТЕГОРИИ Все, предстоящее чувствам и мышлению, знаменует для Ари- стотеля проблему бытия [см. 74. С. 63]. Но философия -<первая философия>, как ее называет Аристотель, - исследует не отдельные области бытия, а начала и причины всего сущего, поскольку оно берется как сущее [см. 4. VI, 1, 1025в]. Наиболее полное знание вещи достигается, по Аристотелю, тогда, когда будет известно, в чем сущность этой вещи. Сущность - <первое со всех точек зрения: и по понятию, и по знанию, и по времени> [там же. VIII, 1]. В вопросе о сущности Аристотель видит древнейшую и постоянную проблему философии. <И то, что издревле, и ныне, и всегда составляло предмет исканий и всегда рождало затруднения, - вопрос о том, что такое сущее, этот вопрос сводится к вопросу - что представляет собою сущность> [там же. VII, 1]. Однако всеобъ- емлющий охват проблемы сущего и сущности выдвигает вопрос: каким должен быть первоначальный, вводящий в науку подход к этой проблеме? Ответ на этот вопрос Аристотель пытался дать в своем учении о категориях. Это, по верному выражению В. Татаркевича, <первый слой философских исследований> ( |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||