|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница По-видимому, предварительной задачей при разработке учения о бытии Аристотель считал выделение основных родов или разрядов бытия. В какой мере при этом Аристотель опирался на труды своих предшественников, сказать трудно. Предшественниками его здесь могли быть пифагорейцы со своей таблицей десяти парных начал и Платон, в <Софисте> которого мы уже находим термины, кото- рыми Аристотель обозначил впоследствии некоторые из своих категорий: количества, качества, страдания, действия и отношения [см. Софист. 245 Д, 248 А, 248 С, 260 А; 46. С. 35]. Неразработанность вопроса об отношениях и о связях катего- рий, логических и лингвистических, привела к тому, что найденные Аристотелем категории выступают у него то как категории бытия и познания, то как категории языка. Исследуя языковые разряды, Аристотель выделяет две группы выражений: 1) изолированные слова и 2) связи слов в предложении, представляющие в формах языка класс понятий и класс высказываний. В основе учения о категориях лежат, по-видимому, исследова- ния понятий, выступающих попеременно то в языковом, то в предметно-онтологическом разрезе [см. 46. С. 36]. Впрочем, ни по вопросу о числе основных категорий, ни по вопросу об их последо- вательности или порядке в их системе Аристотель за все долгое время разработки своей философии не пришел к твердо установив- шимся выводам. Сочинение Аристотеля, в котором рассматривается система категорий, поражает своей изолированностью: в нем нет указаний на связь учения о категориях с другими воззрениями Аристотеля. Для учения о категориях, как, впрочем, и для всей философии Аристотеля, характерен двоякий аспект: в онтологическом плане категории - высшие роды бытия, к которым восходят все его частные стороны и обнаружения; в гносеологическом плане катего- рии - различные точки зрения, под которыми могут быть рассмат- риваемы предметы и которые не могут быть возведены к единой для всех них, возвышающейся над ними точке зрения. В сочине- нии <О категориях> таких аспектов указано десять. Это: 1 ) сущ- ность; 2) количество; 3) качество; 4) отношение; 5) место; 6) время; 7) положение; 8) обладание; 9) действование; 10) страдание. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||