Предыдущая страница Следующая страница

По-видимому, предварительной задачей при разработке учения
о бытии Аристотель считал выделение основных родов или разрядов
бытия. В какой мере при этом Аристотель опирался на труды своих
предшественников, сказать трудно. Предшественниками его здесь
могли быть пифагорейцы со своей таблицей десяти парных начал
и Платон, в <Софисте> которого мы уже находим термины, кото-
рыми Аристотель обозначил впоследствии некоторые из своих
категорий: количества, качества, страдания, действия и отношения
[см. Софист. 245 Д, 248 А, 248 С, 260 А; 46. С. 35].

Неразработанность вопроса об отношениях и о связях катего-
рий, логических и лингвистических, привела к тому, что найденные
Аристотелем категории выступают у него то как категории бытия
и познания, то как категории языка. Исследуя языковые разряды,
Аристотель выделяет две группы выражений: 1) изолированные
слова и 2) связи слов в предложении, представляющие в формах
языка класс понятий и класс высказываний.

В основе учения о категориях лежат, по-видимому, исследова-
ния понятий, выступающих попеременно то в языковом, то в
предметно-онтологическом разрезе [см. 46. С. 36]. Впрочем, ни по
вопросу о числе основных категорий, ни по вопросу об их последо-

вательности или порядке в их системе Аристотель за все долгое
время разработки своей философии не пришел к твердо установив-
шимся выводам. Сочинение Аристотеля, в котором рассматривается
система категорий, поражает своей изолированностью: в нем нет
указаний на связь учения о категориях с другими воззрениями
Аристотеля.

Для учения о категориях, как, впрочем, и для всей философии
Аристотеля, характерен двоякий аспект: в онтологическом плане
категории - высшие роды бытия, к которым восходят все его
частные стороны и обнаружения; в гносеологическом плане катего-
рии - различные точки зрения, под которыми могут быть рассмат-
риваемы предметы и которые не могут быть возведены к единой
для всех них, возвышающейся над ними точке зрения. В сочине-
нии <О категориях> таких аспектов указано десять. Это: 1 ) сущ-
ность; 2) количество; 3) качество; 4) отношение; 5) место; 6) время;
7) положение; 8) обладание; 9) действование; 10) страдание.

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna