|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница Так отклоняет Аристотель учение Платона об отношении чув- ственных вещей к <идеям> по бытию. Третье возражение Аристотеля основывается на рассмотрении платоновского учения о логических отношениях <идей. Это, во-пер- вых, логические отношения между самими <идеями> и, во-вторых, отношения между <идеями> и чувственными вещами. Логическое отношение между <идеями> есть отношение общих идей к <идеям> частным. При этом, согласно учению Платона, общее - сущность частного. Но два этих положения - отношение общих идей к частным и положение, согласно которому <идеи> субстанциальны, - по мнению Аристотеля, противоречат друг дру- гу. А именно: выходит, что одна и та же идея может быть одновре- менно и субстанцией и несубстанцией: субстанцией, так как, будучи по отношению к подчиненной ей частной идее более общей, она имеется налицо или отображается в этой частной идее как ее сущность; и в то же время она не будет субстанцией по отношению к более общей сравнительно с ней идеей, которая и есть для нее ее субстанция. Но Платон, согласно Аристотелю, запутывается в противоречии также и в своем учении об отношении между областью чувственных вещей и областью <идей>. Согласно убеждению Платона, отдельные вещи чувственного мира заключают в себе нечто общее для них. Но общее - в качестве общего - не может быть простой составной частью отдельных вещей. Отсюда Платон выводит, будто общее образует вполне особый мир, отдельный от мира чувственных вещей и совершенно самобытный. Итак, отдельно существуют и вещь и ее <идея>. Но так как мир вещей - отображение мира <идей>, то между каждой отдельной вещью и ее идеей должно существовать нечто сходное между ними и общее для них обеих. И если по отношению к миру чувственных вещей необходимо допустить отдельный от него и самобытный мир <идей>, то точно так же по отношению к тому общему, что имеется между миром вещей и миром <идей>, должен быть допущен - в качестве вполне самобытного - новый мир <идей>. Это будет уже второй мир <идей> над миром отдельных чувственных вещей. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||