Предыдущая страница Следующая страница

Так отклоняет Аристотель учение Платона об отношении чув-
ственных вещей к <идеям> по бытию.

Третье возражение Аристотеля основывается на рассмотрении
платоновского учения о логических отношениях <идей. Это, во-пер-
вых, логические отношения между самими <идеями> и, во-вторых,
отношения между <идеями> и чувственными вещами.

Логическое отношение между <идеями> есть отношение общих
идей к <идеям> частным. При этом, согласно учению Платона,
общее - сущность частного. Но два этих положения - отношение
общих идей к частным и положение, согласно которому <идеи>
субстанциальны, - по мнению Аристотеля, противоречат друг дру-
гу. А именно: выходит, что одна и та же идея может быть одновре-
менно и субстанцией и несубстанцией: субстанцией, так как, будучи
по отношению к подчиненной ей частной идее более общей, она
имеется налицо или отображается в этой частной идее как ее
сущность; и в то же время она не будет субстанцией по отношению
к более общей сравнительно с ней идеей, которая и есть для нее ее
субстанция.

Но Платон, согласно Аристотелю, запутывается в противоречии
также и в своем учении об отношении между областью чувственных
вещей и областью <идей>. Согласно убеждению Платона, отдельные
вещи чувственного мира заключают в себе нечто общее для них. Но
общее - в качестве общего - не может быть простой составной
частью отдельных вещей. Отсюда Платон выводит, будто общее
образует вполне особый мир, отдельный от мира чувственных вещей
и совершенно самобытный. Итак, отдельно существуют и вещь и ее

<идея>. Но так как мир вещей - отображение мира <идей>, то между
каждой отдельной вещью и ее идеей должно существовать нечто
сходное между ними и общее для них обеих. И если по отношению
к миру чувственных вещей необходимо допустить отдельный от него
и самобытный мир <идей>, то точно так же по отношению к тому
общему, что имеется между миром вещей и миром <идей>, должен
быть допущен - в качестве вполне самобытного - новый мир
<идей>. Это будет уже второй мир <идей> над миром отдельных
чувственных вещей.

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna