|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница Но между этим новым, или вторым, миром <идей>, с одной стороны, а также первым миром <идей> и миром чувственных вещей, с другой стороны, в свою очередь существует общее. И если в силу сходства мира <вещей> с первым миром <идей> оказалось необходимым предположить второй мир <идей>, то на том же самом основании в силу сходства второго мира <идей> с первым, а также с миром чувственных вещей необходимо предположить существо- вание особого общего для них, т. е. существование третьего мира <идей>. Последовательно развивая эту аргументацию, пришлось бы прийти к выводу, что над областью чувственных вещей высится не один-единственный самобытный мир <идей>, а бесчисленное мно- жество таких миров. Это возражение Аристотеля против теории <идей> Платона получило впоследствии название <третий человек>. Повод для такого названия состоял в том, что, согласно Платону, кроме чувственного человека и кроме <идеи> человека (или <второго> человека), приходится все-таки допустить существование еще одной возвышающейся над ними <идеи> человека. Эта <идея>, охватыва- ющая общее между первой <идеей> и чувственным человеком, и есть <третий человек>. Четвертое возражение Аристотеля против теории <идей> Пла- тона состоит в указании, что теория эта не дает и не может дать объяснения важному свойству вещей чувственного мира. Свойство это - их движение и становление: возникновение и гибель. Так как идеи образуют, согласно Платону, особый и совершенно отдельный, замкнутый мир сущностей, то Платон не способен указать причину для непрерывно происходящего в чувственном мире изменения и движения. В одном месте <Метафизики> [см. Мет. XIII, 9, 1086а 30-1086в 13] Аристотель указывает, что основная причина трудностей, в которых запутался Платон со своей теорией <идей>, состоит в абсолютном обособлении общего от единичного и в противопостав- лении их друг другу. По Аристотелю, повод к этому дал Сократ своими <определениями>. Однако Сократ, во всяком случае, не отделял общее от единичного. И тем, что не отделил, <помыслил об этом правильно> . Аристотель соглашается с тем, что, с <одной стороны, без общего невозможно получить знание> [там же. С. 144]. Но с другой стороны, отделение общего от единичного <является причиной затруднений, происходящих с идеями> [там же). |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||