|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница сущности (там же. 2а]. Таковы как виды, так и обнимающие их роды. Например, отдельный человек <заключается, как в виде, в человеке, а родом для этого вида является живое существо> [там же. V, 2а]. В качестве родовых и видовых понятий <вторичные сущности> отличаются от <субстанции>, или <первых сущностей>: они могут иметь противоположное себе. Так, огонь как <субстанция>, или <первая сущность>, не имеет в природе ничего, что было бы противоположно ему как огню. Но понятие о горячем как <вторая сущность> имеет противоположное себе в понятии о холодном. В этом учении о различии <первых сущностей> (<субстанций>) и <вторых сущностей> (понятий о родах и видах, или о родовых и видовых свойствах) хорошо отразилось убеждение Аристотеля в первичности единичных вещей природы и вторичности знания о них, выражаемого в общих понятиях. В одном месте <Физики> Аристо- тель прямо утверждает: <Подлежащее есть начало и, по-видимому, первее сказуемого> [II. 1, 6, 189а]. Именно поэтому он утверждает, что начало <не должно быть сказуемым какого-либо подлежащего> [там же. 189а]. Но и общие понятия могут быть <сущностями>. <Сущностями> понятия о предметах называются по очевидному основанию. В отличие от <первой сущности> понятие может быть предикатом суждения. Но для знания совершенно необходимо по- нятие о предмете: оно раскрывает существенную черту субъекта, и в этом смысле родовые и видовые понятия также суть <сущности>. За <сущностью> следуют категории <количества>, <качества> и <отношения>. В системе аристотелевских категорий они образуют <подсистему> с ясно определяемым логическим порядком. Так, <количество> предшествует <качеству>, так как представляет необ- ходимое условие <качества>: в предмете и качество его формы, и качество цвета, и другие качественные определенности предпола- гают некоторую количественную характеристику, относящуюся к протяженности. В свою очередь, категории <количества> и <каче- ства> предшествуют категории <отношения>: всякое отношение предполагает, по Аристотелю, определенные количества (или каче- ства) одних предметов, сравниваемые с количеством (или качест- вом) других. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||