|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница Хотя таблица категорий открывается категорией <сущность>, при первом своем появлении эта категория еще не наполнена всем своим понятийным содержанием, которое она приобретет с разви- тием всей системы категорий. В своем первоначальном смысле сущность есть предмет, способный иметь самостоятельное бытие, не нуждающееся для своего существования в существовании дру- гого, всегда частное, единичное, например: этот единичный чело- век. Особенность <сущности> в том, что она может внутри себя самой совмещать противоположные друг другу свойства, но вне себя не может иметь ничего, что было бы ей противоположно. Так, единичный человек может быть вместе и добрым и отчасти злым, но отдельный человек, вне себя самого, не имеет ничего, что было бы противоположно ему как отдельному человеку. Субстанция, или единичное бытие, может выступать в суждении только как мысль о его предмете, только как субъект этого суждения. Предикат может высказывать нечто о таком субъекте, но сам субъект как понятие о единичном бытии ни о чем высказываться не может. Субстанции в этом, первом смысле Аристотель называет <первыми сущностями>. Первая сущность есть <вот это нечто>, вещь, еще не определенная для знания в своих признаках, но вполне индивиду- альная в себе самой. Но развитие знания о предмете приводит к возникновению понятия о предмете: для знания предмет открывается как обладаю- щий некоторыми определениями. Понятия о таких не указываемых только, но уже раскрывшихся для знания предметах Аристотель называет <вторыми сущностями>. Первичная сущность, или субстанция, есть не что иное, как указание средствами языка на отдельно существующий предмет. <Сущностью, о которой бывает... речь главным образом, прежде всего и чаще всего является такая, которая не сказывается ни о каком подлежащем, как, например, отдельный человек или отдель- ная лошадь> [3. V, 2а]. Вторыми, или вторичными, сущностями Аристотель называет уже не указанные посредством знаков или имен отдельные предме- ты, а понятия, которые по отношению к этим предметам являются или видовыми понятиями о них, или родовыми: <...вторичными сущностями называются те, в которых, как видах, заключаются сущности, называемые [так] в первую очередь...>, то есть первичные |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||