Предыдущая страница Следующая страница

Результаты разделения величин по признакам непрерывности
(и дискретности), сосуществования (и последовательности) не на-
лагаются друг на друга, не совпадают: различные члены одного
деления могут совместиться с одним и тем же членом другого.
Например, по признаку сосуществования и последовательности
пространство - протяженная величина, а время - последователь-
ная. Однако в то же время оба они - и пространство и время -
непрерывные величины.

В учении о <качестве> развивается классификация различных
видов <качеств>. При разработке теории <качеств> Аристотель ру-
ководствуется одним из основных в его метафизике различий -
между возможностью и действительностью. Условием всякой дея-
тельности и всего действительного считается возможность этой
деятельности, или способность к ней. Если способность применя-
ется в определенном направлении, то она переходит в свойство.
Так, упражнение способности к познанию порождает знание, уп-
ражнение нравственной способности -добродетель. Особый час-
тный случай свойства - состояние. И свойство, и состояние -
виды качества, возникновению которых предшествует данная от
природы, еще не составляющая качества физическая возможность.

Третий вид качества - <страдательные свойства>. По сути, это
тоже свойства, и они также приобретаются посредством упражне-
ния. Но в <свойствах> главное - способность деятельности; напро-
тив, в <страдательных> свойствах главное -способность
восприимчивости. Первые активны, вторые пассивны.

Четвертый вид качества - <форма> (образ, очертание, фигура)
предмета. Характеристика <формы> в указанном здесь смысле -
важная характеристика качественной определенности. И онтология,
и физика Аристотеля - онтология качественная, физика качества.
Это та черта, которая из философии Аристотеля перешла в фило-
софию и в науку (физику) схоластики средневековой эпохи.

Как особенность качественной определенности Аристотель от-
мечает, что в отношении нее <бывает и противоположность: так,
справедливость есть противоположное несправедливости, белый
цвет -черному, и все остальное подобным же образом> (3. VIII,
10в]. Однако наличие противоположного имеет место не во всех
случаях качественных определенностей: так, огненно-красное -
качественное определение, но оно не имеет противоположного себе
[см. там же. VIII, 10в].

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna