|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница Результаты разделения величин по признакам непрерывности (и дискретности), сосуществования (и последовательности) не на- лагаются друг на друга, не совпадают: различные члены одного деления могут совместиться с одним и тем же членом другого. Например, по признаку сосуществования и последовательности пространство - протяженная величина, а время - последователь- ная. Однако в то же время оба они - и пространство и время - непрерывные величины. В учении о <качестве> развивается классификация различных видов <качеств>. При разработке теории <качеств> Аристотель ру- ководствуется одним из основных в его метафизике различий - между возможностью и действительностью. Условием всякой дея- тельности и всего действительного считается возможность этой деятельности, или способность к ней. Если способность применя- ется в определенном направлении, то она переходит в свойство. Так, упражнение способности к познанию порождает знание, уп- ражнение нравственной способности -добродетель. Особый час- тный случай свойства - состояние. И свойство, и состояние - виды качества, возникновению которых предшествует данная от природы, еще не составляющая качества физическая возможность. Третий вид качества - <страдательные свойства>. По сути, это тоже свойства, и они также приобретаются посредством упражне- ния. Но в <свойствах> главное - способность деятельности; напро- тив, в <страдательных> свойствах главное -способность восприимчивости. Первые активны, вторые пассивны. Четвертый вид качества - <форма> (образ, очертание, фигура) предмета. Характеристика <формы> в указанном здесь смысле - важная характеристика качественной определенности. И онтология, и физика Аристотеля - онтология качественная, физика качества. Это та черта, которая из философии Аристотеля перешла в фило- софию и в науку (физику) схоластики средневековой эпохи. Как особенность качественной определенности Аристотель от- мечает, что в отношении нее <бывает и противоположность: так, справедливость есть противоположное несправедливости, белый цвет -черному, и все остальное подобным же образом> (3. VIII, 10в]. Однако наличие противоположного имеет место не во всех случаях качественных определенностей: так, огненно-красное - качественное определение, но оно не имеет противоположного себе [см. там же. VIII, 10в]. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||