|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница Другая важная особенность качественных определений в том, что им свойственно быть одновременно и отношениями. Одно белое называется в большей и в меньшей степени белым, чем другое, и одно справедливое - более и менее справедливым, чем другое. Да и само качество относительно в своей определенности: будучи белым, предмет имеет возможность стать еще более белым. Впро- чем, эту особенность Аристотель считает применимой не ко всем, а только к значительному большинству качественных определений [см. там же. 10в]. Аристотель заранее отклоняет возможный упрек в том, что, поставив задачей говорить о качестве, он рассматривает вместе с тем и отношения: возможность совмещения качеств и отношений он считает вполне естественной: <...если бы даже одно и то же и оказалось и отношением и качеством, то нисколько не было бы странно причислять его к обоим [этим] родам> [там же. VIII, На]. Категория <отношение> есть также родовое понятие. Оно обни- мает в себе четыре вида отношений. Это, во-первых, математиче- ские отношения; во-вторых, отношения производящего (мастера) к производимому (или к изделию); в-третьих, отношение меры к измеряемому; в-четвертых, отношение познания к предмету позна- ния. При этом отличие отношения познания к познаваемому от отношения производящего к производимому -только в активно- сти: в отношении производящего к производимому второй член отношения (производимое) вполне пассивен; напротив, в отноше- нии познания к предмету познания оба члена отношения активны - действует не только познающий, но и предмет познания: воздейст- вуя на познающего, он порождает в нем деятельность познания. Математические отношения, а также отношения производящего в производимому образуют первый класс отношений. В обоих отношениях этого класса с исчезновением или уничтожением од- ного члена отношения необходимо исчезает или уничтожается также и другой. ..^^ Отношение меры к измеряемому, а также познания к предмету познания дает второй класс отношений. Об обоих отношениях этого класса уже нельзя сказать, что в них с уничтожением одного члена отношения необходимо исчезает и другой: с исчезновением позна- ния предмет познания вовсе не исчезает. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||