Предыдущая страница Следующая страница

Человек должен стремиться к совершенству, так как совершен-
ный человек обо всем судит правильно и во всем ему открывается
истина: он во всех отдельных случаях видит истину, будучи как бы
мерилом и нормой ее.

Так как в действиях есть избыток, недостаток и середина, а
добродетель касается действий, то добродетель также есть извест-
ного рода <середина>: ошибаться можно различно, но правильно
поступать -только одним путем; промахнуться легко, но трудно

Очень хорошо понял и разъяснил нетривиальный смысл аристотелевского
понятия <середина> В.Я. Железнов в уже указанной мной работе <Экономическое
мировоззрение древних греков> (с. 163). В той работе экономические взгляды
Аристотеля рассматриваются во внутренней связи с его этическими и даже
метафизическими взглядами (см. гл. V, с. 153-184; гл. VI, с. 185-253). Точно и с
тонким пониманием философского существа дела характеризовано отношение
Аристотеля к Платону: как их различие, так и сходство.

попасть в цель. Именно поэтому <середина> - принадлежность
добродетели. Но если - по сущности и по понятию - добродетель
должна называться <серединой>, то по ее совершенству и значению
следует называть ее крайностью [см. Ник. этика. II, 6, 1107а 5-7].

Добродетели, как и искусство, всегда имеют дело с тем, что
трудно, и совершенство в этой области - выше.

Условия добродетельных действий следующие: лицо, поступа-
ющее добродетельным образом, должно: 1) иметь сознание о своем
действии; 2) поступать с таким намерением, чтобы действия были
не средством, а составляли самоцель; 3) твердо и неизменно при-
держиваться определенных принципов. Чтобы все условия эти
возникли, необходимо частое повторение справедливых действий.
Одной теории для этого недостаточно: кто думает, будто может стать
нравственным, только философствуя, так же не станет нравствен-
ным, как не станет здоровым больной, который внимательно вы-
слушивает врачей, но ни в чем не следует их предписаниям.

Добродетели Аристотель разделил на два класса: этические и
дианоэтические. Первые из них -добродетели характера, вторые -
интеллектуальные [см. там же]. Так, щедрость и сдерживающая мера
принадлежат к этическим добродетелям, а мудрость, разумность и
благоразумие - к дианоэтическим. Этические добродетели возни-
кают из привычек и от привычек получили само свое название -
слегка измененное слово <нрав> (^6ос); дианоэтические развивают-
ся главным образом путем обучения, нуждаются в опыте и во
времени.

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna