|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница Человек должен стремиться к совершенству, так как совершен- ный человек обо всем судит правильно и во всем ему открывается истина: он во всех отдельных случаях видит истину, будучи как бы мерилом и нормой ее. Так как в действиях есть избыток, недостаток и середина, а добродетель касается действий, то добродетель также есть извест- ного рода <середина>: ошибаться можно различно, но правильно поступать -только одним путем; промахнуться легко, но трудно Очень хорошо понял и разъяснил нетривиальный смысл аристотелевского понятия <середина> В.Я. Железнов в уже указанной мной работе <Экономическое мировоззрение древних греков> (с. 163). В той работе экономические взгляды Аристотеля рассматриваются во внутренней связи с его этическими и даже метафизическими взглядами (см. гл. V, с. 153-184; гл. VI, с. 185-253). Точно и с тонким пониманием философского существа дела характеризовано отношение Аристотеля к Платону: как их различие, так и сходство. попасть в цель. Именно поэтому <середина> - принадлежность добродетели. Но если - по сущности и по понятию - добродетель должна называться <серединой>, то по ее совершенству и значению следует называть ее крайностью [см. Ник. этика. II, 6, 1107а 5-7]. Добродетели, как и искусство, всегда имеют дело с тем, что трудно, и совершенство в этой области - выше. Условия добродетельных действий следующие: лицо, поступа- ющее добродетельным образом, должно: 1) иметь сознание о своем действии; 2) поступать с таким намерением, чтобы действия были не средством, а составляли самоцель; 3) твердо и неизменно при- держиваться определенных принципов. Чтобы все условия эти возникли, необходимо частое повторение справедливых действий. Одной теории для этого недостаточно: кто думает, будто может стать нравственным, только философствуя, так же не станет нравствен- ным, как не станет здоровым больной, который внимательно вы- слушивает врачей, но ни в чем не следует их предписаниям. Добродетели Аристотель разделил на два класса: этические и дианоэтические. Первые из них -добродетели характера, вторые - интеллектуальные [см. там же]. Так, щедрость и сдерживающая мера принадлежат к этическим добродетелям, а мудрость, разумность и благоразумие - к дианоэтическим. Этические добродетели возни- кают из привычек и от привычек получили само свое название - слегка измененное слово <нрав> (^6ос); дианоэтические развивают- ся главным образом путем обучения, нуждаются в опыте и во времени. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||