|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница Будучи наилучшим и прекраснейшим, высшее Добоодетели r r благо вместе с тем и самое приятное [см. там же. 1, 9, 1099а 24-25]. Однако достижение высшего блага предполагает, кроме высшей цели, известное число подчиненных, ему низших целей. Для опреде- ления их необходимо исходить из определения совершенного чело- века. Совершенный, или искусный, человек направляет свою деятельность на достижение нравственного совершенства, условием же его достижения является добродетель, или доблесть. Именно обладание добродетелью делает человека способным достигать пре- следуемую цель. Так, человек хорошо видит добродетелью глаза, а то, что лошадь оказывается искусной лошадью, есть плод доброде- тели лошади. Человеческая добродетель есть умение, - прежде всего умение верно ориентироваться, выбрать надлежащий поступок, определить местонахождение добра. Это умение Аристотель выражает посред- ством понятия <середины>. Ставшее впоследствии знаменитым, это понятие часто толковалось в плоском и пошловатом смысле, как античный аспект <умеренности и аккуратности>. Но это толкование ниже действительной мысли Аристотеля. <Каждый знающий избе- гает излишества и недостатка, ищет среднего пункта и стремится к нему, и именно среднего не по отношению к делу, а к себе самому. И если всякая наука хорошо достигает своих целей, устремляет взор к среднему пункту и направляет к нему свою работу... если хорошие искусники... также работают, имея в виду средний пункт, то и добродетель, которая точнее и лучше всякого искусства, должна стремиться, подобно природе, к среднему> [там же. 11,5,11 Обв 5-6]. Так, добродетель выбирает среднее между излишеством и недо- статком. Однако Аристотель тут же предупреждает против плоского понимания этой <срединности>: он разъясняет, что в хорошем нельзя видеть середину. Выбору подлежит не среднее из хорошего, а наилучшее из всего хорошего. Средняя <точка> будет найдена не в пределах дурного, а только в пределах хорошего. Однако и в этих пределах она указывает всегда на высшее, на крайнее место: <Не может быть в умеренности или мужестве избытка или недостатка, ибо здесь именно середина и есть в известном смысле крайнее совершенство, точно так же и в указанных пороках не может быть избытка или недостатка, но всякое порочное действие ошибочно> [там же. II, 6, 1107а 20-25]\ |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||