|
|
|
---|---|---|
|
||
Главная страница Следующая страница ФИЛОСОФИЯ ЭЛЛИНИСТИЧЕСКОЙ ЭПОХИ IV век до н. э. оказался для древнегреческой философии време- нем ее высочайшего подъема. Основанные Платоном и Аристотелем школы стали центрами не только античной философии, но и античной науки: математики, физики, астрономии, биологии, ши- рокого круга наук гуманитарного цикла. Вместе с тем в развитии философии после Аристотеля выступа- ют черты совершенно новые по сравнению с предшествующей ей философией. Глубокие изменения происходят в понимании задач и целей самой философии, в понимании средств, с помощью которых эти задачи выполняются. Изменяется социальный и этни- ческий состав самих деятелей философии. В разработку вопросов философии включаются представители народов, не принимавших ранее сколько-нибудь заметного участия в процессе развития фи- лософии. Эти новые деятели - уроженцы Востока и возникших на Востоке новых научных и философских центров. Значительные изменения произошли также в культурном созна- нии афинского общества. Уже со времен македонской экспансии Филиппа и Александра в Афинах образовалась влиятельная партия сторонников македонской интервенции, которая, как надеялись афинские сторонники и друзья Македонии, одна может положить предел политическим притязаниям демократии, обеспечить бога- тым безопасность их имущества и накоплений. Интеллектуальная верхушка имущих классов в большинстве становится на сторону врагов демократии и ее политической активности. Возлагавшие надежду на военную диктатуру Македонии публицисты и идеологи греческих зажиточных классов проповедуют аполитизм, уклонение от политической жизни и деятельности, тщетность всех попыток внести посредством политической борьбы и политической актив- ности желанную прочность, устойчивость, безопасность и порядок в полную бурных противоречий общественно-политическую жизнь. Падает не только накал политической борьбы, но и самый интерес к политической жизни. Круг интересов образованной части грече- ского общества сужается, замыкается вопросами частной жизни и частной морали. Одновременно ослабевает и напряжение теорети- ческой мысли, притупляется теоретический интерес, падает доверие к познавательной силе человеческого разума. Вместо универсальных задач мировоззрения, обнимающих все области знания, все запросы |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||