|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница философии и науки, возникает стремление свести научные вопросы только к тому, что достаточно для обоснования правильного, т. е. способного обеспечить счастье, личного поведения. Никогда ранее не наблюдавшееся в такой резкой форме разочарование во всех видах и формах общественно-политической борьбы ведет к тому, что само <счастье> понимается уже не как сумма положительных благ, а как нечто чисто отрицательное, как <невозмутимость>, как отсутствие всего того, что могло бы нарушить спокойствие инди- вида. Разумеется, эта проповедь пассивного существования, ухода от политической борьбы в тихую, ничем не возмутимую заводь частной жизни ни в какой мере не означала действительного прекращения классовой политической борьбы, действительного выключения ин- дивида из общества, к которому он принадлежал и в котором действовал. <Аполитизм>, который проповедовали идеологи и фи- лософы в греческом обществе IV-III вв. до н. э., означал только то, что, утратив надежду собственными руками и собственными усилиями устроить такую жизнь, какую им хотелось бы иметь, они предоставляли возможность вести активную деятельность и играть руководящую роль македонским завоевателям, а впоследствии их преемникам, которые, как им казалось, лучше их самих разрешат исторически сложившиеся противоречия жизни и обеспечат инте- ресы главенствующих слоев общества. В то же время замечательный расцвет философских и специаль- ных научных исследований, характерный для деятельности Аристо- теля и его школы, не мог просто оборваться. Философия сузилась в объеме своих задач, ограничилась сферой личной этики, но и с этим ограничением и в новой обстановке продолжала вести свои исследования. Наука стала более специальной, менее философской; ее горизонты и исследования становятся более эмпирическими, приуроченными к практическим запросам жизни. Такие отрасли знания, как медицина, направляются не столько на разработку общих оснований биологии и натурфилософии, сколько на служе- ние практическим нуждам врачевания и т. д. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||