|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница По-видимому, Энесидему принадлежит формулировка первых десяти так называемых <тропов>, т. е. <поворотов>, или аргументов, направленных против всех суждений о реальности, которые осно- вываются на непосредственных впечатлениях. Первый <троп> состо- ит в указании на разнообразие существ, на различия в их происхождении и в их телесном строении. В силу этих различий одинаковые вещи вызывают у них неодинаковые образы. Различия в главнейших частях тела и особенно в тех, которые даны природой для ощущения и суждения, могут производить сильную борьбу представлений. Не могут, например, получать одинаковые осяза- тельные впечатления и черепахообразные животные, и животные, имеющие обнаженное мясо; и снабженные иглами, и оперенные, и чешуйчатые. Приятное для одних кажется неприятным и даже губительным для других. Муравьи, проглоченные человеком, при- чиняют ему боль и резь, а медведи, заболевши, лечатся тем, что проглатывают их. Но если одни и те же предметы кажутся неоди- наковыми в зависимости от различия между живыми существами, которые их воспринимают, то мы можем говорить только о том, каким нам кажется предмет, и должны воздерживаться от суждений о том, каков он по своей природе. Второй <троп> основывается на различиях между людьми. Даже признав, что суждения людей достойны большего доверия, чем суждения неразумных животных, должно признать, что телесные и моральные различия, несомненно существующие между людьми, требуют и в этом случае воздержания от суждений о природе самих вещей. Одна и та же пища, прини- маемая различными людьми, оказывает на них различное действие. В области психической главным доказательством всестороннего и даже безграничного различия в мыслительных способностях людей оказываются разногласия и споры, происходящие между филосо- фами, как вообще о вещах, так и особенно о том, что следует выбирать и что отклонять. Третий <троп> основывается на различном -даже для одного и того же человека - устройстве органов чувственного восприятия. Есть люди, которые, соглашаясь с ненадежностью суждений других лиц, считают предпочтительными и достоверными свои собствен- ные суждения о вещах. Однако даже собственные впечатления, происходящие от различных органов чувств, говорят различное об одной и той же вещи. Так, картина живописца порождает впечат- ление глубины и рельефа для глаза, но не для осязания, которому она представляется плоской и гладкой. Мед, сладкий на вкус, может быть неприятен своим видом и т. д. Поэтому даже собственные наши впечатления дают нам право говорить не о том, какова по своей природе каждая из воспринятых нами вещей, а лишь о том, какой она в каждом отдельном случае нам кажется. Четвертый |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||