|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница Седьмой <троп> рассматривает зависимость суждений от соот- ношений величин и от устройства предметов, подлежащих опре- делению. Так, говоря о предметах, составленных из маленьких частиц, например о куче песка, чемерицы, вине и пище, мы можем обсуждать соотношение их с чем-нибудь, но никак не природу их саму по себе: песчинки, рассматриваемые каждая в отдельности, кажутся жесткими, собранные же в большую песчаную кучу, они производят впечатление мягкости и т. д. Восьмой <троп> базируется на относительности всех явлений. Невозможность суждения выводится в нем из того, что каждая вещь существует всегда по отношению к чему-нибудь и потому скорее кажется такою-то, нежели по природе есть такова, какой она нам представляется. Девятый <троп> указывает на зависимость суждения от того, постоянно или редко встречается рассматриваемое явление. Одна и та же вещь признается ценной или не имеющей цены не на основании учета ее действительной природы, а в зависимости от своей распространенности. Так, Солнце по своей природе должно было бы поражать нас гораздо больше, чем, например, комета. Но редкость появления комет делает то, что комете приписывается значение небесного знамения. Солнце же никого не удивляет, кроме как в случае, когда происходит затмение. Десятый <троп> устанавливает зависимость суждения от пове- дения, обычаев, законов, баснословных верований и догматических предрассудков. <Троп> этот указывает на такой огромный разнобой в суждениях, определяемых нравственными и теоретическими раз- личиями, что ввиду этого разнобоя очевидной становится наша обязанность ограничиваться в наших суждениях лишь указанием на то, каким является обсуждаемое представление по отношению к данному образу поведения, к данному закону, к данному обычаю и т. д. Суждение же о том, какова действительная природа обсуж- даемых вещей, не должно быть высказываемо. В позднейшей классификации Секста Эмпирика седьмой и десятый <тропы> Энесидема были объединены в одну, вторую по порядку, рубрику, как аргументирующие от предмета, <подлежаще- го суждению>, и, наконец, пятый, шестой, восьмой и девятый - также в одну, третью по порядку, рубрику, как аргументирующие <от того и другого>, или, по выражению Гегеля, имеющие предметом и то, что содержит в себе отношение между субъектом и объектом. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||