|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница В III в. до н.э. в античном рабовладельческом обществе повсеместно разразился длительный кризис - экономический, со- циальный, политический. Этот кризис привел к возникновению и развитию философских течений и школ, представлявших отражение процесса, начавшегося в философской и научной мысли. VI. СКЕПТИЦИЗМ Одним из первых таких течений стал античный скептицизм. Как и всякое значительное явление философской жизни и мысли, скептицизм возник не на пустом месте: он сложился на основе идей, которые были выработаны предшествующим ему развитием фило- софии. Уже наивная диалектика первых ранних школ греческих физиков и материэлистов выявила постоянную текучесть всех вещей и явлений, обнаружила ряд противоречий между чувственными впечатлениями и понятиями. Были открыты не только относитель- ность всех явлений, воспринимаемых посредством чувств, но также и отсутствие оснований, которые сделали бы оправданным выбор между двумя противоречащими друг другу утверждениями, посколь- ку они опираются на свидетельства и данные чувств и чувственных восприятий. Элеаты установили противоречие между постигаемым посредством чувств изменением, движением и удостоверяемой умом неизменностью бытия. Демокрит утверждал, что, например, мед ничуть не более сладок, чем горек, и т. д. Еще большее развитие эти идеи получили в разработанном софистами учении об относительности и текучести всех вещей и их качеств. Даже выступивший против софистов Платон, учивший об истинно-сущих <видах> (<эйдосах>), или об <идеях> как о предмете истинного - разумного - знания, сохра- нил за вещами чувственного мира характеристику относительности, текучести и противоречивости их свойств. Но как бы ни было велико значение всех этих идей для подготовки античного скептицизма, ни одно из этих учений не может быть охарактеризовано как скептическое в истинном и полном смысле понятия. Античный скептицизм - оригинальное учение, если иметь в виду понимание задачи философии и ее содержание. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||