Предыдущая страница Следующая страница

В III в. до н.э. в античном рабовладельческом обществе
повсеместно разразился длительный кризис - экономический, со-
циальный, политический. Этот кризис привел к возникновению и
развитию философских течений и школ, представлявших отражение
процесса, начавшегося в философской и научной мысли.

VI. СКЕПТИЦИЗМ

Одним из первых таких течений стал античный скептицизм. Как
и всякое значительное явление философской жизни и мысли,
скептицизм возник не на пустом месте: он сложился на основе идей,
которые были выработаны предшествующим ему развитием фило-
софии. Уже наивная диалектика первых ранних школ греческих

физиков и материэлистов выявила постоянную текучесть всех вещей
и явлений, обнаружила ряд противоречий между чувственными
впечатлениями и понятиями. Были открыты не только относитель-
ность всех явлений, воспринимаемых посредством чувств, но также
и отсутствие оснований, которые сделали бы оправданным выбор
между двумя противоречащими друг другу утверждениями, посколь-
ку они опираются на свидетельства и данные чувств и чувственных
восприятий. Элеаты установили противоречие между постигаемым
посредством чувств изменением, движением и удостоверяемой умом
неизменностью бытия.

Демокрит утверждал, что, например, мед ничуть не более сладок,
чем горек, и т. д. Еще большее развитие эти идеи получили в
разработанном софистами учении об относительности и текучести
всех вещей и их качеств. Даже выступивший против софистов
Платон, учивший об истинно-сущих <видах> (<эйдосах>), или об
<идеях> как о предмете истинного - разумного - знания, сохра-
нил за вещами чувственного мира характеристику относительности,
текучести и противоречивости их свойств.

Но как бы ни было велико значение всех этих идей для
подготовки античного скептицизма, ни одно из этих учений не
может быть охарактеризовано как скептическое в истинном и
полном смысле понятия. Античный скептицизм - оригинальное
учение, если иметь в виду понимание задачи философии и ее
содержание.

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna