|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница Тимон осмеял споры всех философских школ, - кроме Пиррона, выведенного в качестве авторитетнейшего судьи, Ксенофана, мате- риалиста Демокрита и софиста Протагора. Подобно Пиррону, и для Тимона наиболее животрепещущим, главным и высшим вопросом философии был вопрос практи- ческий - о поведении человека и о высшем доступном ддя него блаженстве. Уступая Пиррону в величии характера и мощи духа, не будучи чужд некоторого практического цинизма и грубости, Тимон вошел в историю пирронизма как первый пропагандист его основ и, быть может, как один из первых его логиков, критиковавший правомерность гипотез и допущение делимости времени. В теории познания он развивал положения Пиррона, проводя различие между вещью, как она существует сама по себе, и способом, посредством которого она открывается чувствам человека. Достоверную основу познания и деятельности Тимон видел только в непосредственной кажимости чувственного восприятия. Так же как и Пиррон, он признавал равносильность всех возможных суждений относительно вещей и их истинной природы, как бы эти суждения ни были противоположны. И так же как и Пиррон, он выводил из этой равносильности противоречащих высказываний о вещах заповедь <воздержания> от суждений о внутренней природе вещей и идеал совершенной невозмутимости. После смерти Тимона и прекращения деятельности его учеников развитие школы скептицизма прерывается. Возможно, как думает, например, Гааз, что в течение этого столетия традиция скептицизма продолжала развиваться в Александрии. Но явным образом она возобновляется в деятельности учеников Птолемея - Сарпедона и Гераклита. Последний, быть может, был тот самый врач-эмпирик, свидетельство о котором прочно сохранилось у Галена. Учеником этого загадочного Гераклита был "^"^" крупный теоретик античного скептицизма Энесидем. Вопрос о времени жизни и деятельности Энесидема - один из неясных вопросов античной историографии. Противоречия в сообщениях античных и византийских авторов - Аристокла, Цицерона, Секста Эмпирика, патриарха Фотия и др. - приводят к еще большим противоречиям опирающихся на них новейших исследователей. Часть авторов относят время деятельности Энеси- дема к 1 в. до н.э., другая - к началу нашей эры. Заслуживающее некоторого внимания сообщение Фотия, согласно которому свой главный труд Энесидем посвятил другу Цицерона, римскому ака- демику Туберону, плохо вяжется не только с полным умолчанием Цицерона об Энесидеме, но и с сохранившимися достаточно мно- гочисленными суждениями Цицерона о пирронизме, который в его глазах есть учение уже мертвое, прекратившее свое развитие. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||